Транспорт - важнейшая составляющая часть производственной инфраструктуры экономики города Ростова-на-Дону, а также формирующейся агломерации "Большой Ростов".
Экономический потенциал транспортной системы города Ростова-на-Дону представляет совокупность имеющихся ресурсов, резервов роста и возможностей развития подсистем: автодорожного комплекса, инфраструктуры, подвижного состава и обеспечивающих предприятий магистральных видов транспорта, городского общественного и индивидуального транспорта, терминально-складских комплексов и логистических центров, систем управления перевозками.
Выгодное приграничное экономико-географическое положение и развитие многоотраслевой транспортной инфраструктуры в рамках формирующейся агломерации "Большой Ростов" позволяют городу Ростову-на-Дону обосновано претендовать на лидирующее положение среди региональных транспортных узлов Юга России (Южного и Северо-Кавказского федеральных округов).
Благодаря геополитическому положению город Ростов-на-Дону обладает значительным транзитным потенциалом, в том числе в системе международных транспортных коридоров. Транспортный узел города Ростова-на-Дону находится на пересечении международных транспортных коридоров "Север - Юг" в направлении Хельсинки - Санкт-Петербург - Москва - Ростов-на-Дону - Новороссийск и "Транссиб", связывающих страны Европы с восточными районами России и странами Дальнего Востока.
Внешние транспортные магистрали города Ростова-на-Дону сформированы при естественном ограничении с Юга рекой Дон, в направлениях "север", "восток", "запад" - с учетом четырех автодорожных мостовых переходов на левобережную зону города Ростова-на-Дону и двух железнодорожных мостов через реку Дон. При этом основные пассажирские потоки приходятся на направления город Аксай и город Батайск, подавляющая часть которых реализуется автомобильным транспортом.
Автодорожный комплекс Ростовского транспортного узла представляет собой совокупность участков дорог федерального и регионального значений, внегородских и внутригородских автомобильных дорог.
Состояние и уровень развития автомобильных дорог, с одной стороны, тенденции роста интенсивности дорожного движения, с другой стороны, являются ключевыми факторами, определяющими современный уровень и перспективы транспортного обеспечения развития экономической и социальной сферы города Ростова-на-Дону.
Улично-дорожная сеть на территории города Ростова-на-Дону имеет протяженность 1368 км, из них с усовершенствованным дорожным покрытием - 999 км. Улицы, предназначенные для пропуска магистральных транспортных потоков, имеют протяженность 272 км. Внегородские автомобильные дороги на территории Ростовского транспортного узла, образующие его опорную сеть, имеют радиально-лучевую конфигурацию.
За последние десятилетия формирование улично-дорожной сети рассматривалось с учетом развития сети городских пассажирских перевозок. Однако в условиях произошедших рыночных реформ и структурных изменений уровень автомобилизации вырос, став конкурентом общественному пассажирскому транспорту. Сегодня уровень автомобилизации составляет 373 автомобиля на 1000 жителей, а с учетом прибывающего в город Ростов-на-Дону транзитного транспорта достигает 485 автомобилей на 1000 жителей.
Суммарная интенсивность движения на въездных автомагистралях города Ростова-на-Дону составляет порядка 200 тыс. автомобилей в сутки. Объем транспортных потоков, выходящих из города Ростова-на-Дону в южном направлении, превышает 110 тыс. автомобилей в сутки, интенсивность движения на направлении Ростов-на-Дону - Новочеркасск составляет 65 тыс. автомобилей в сутки, на западной границе города Ростова-на-Дону - более 25 тыс. автомобилей в сутки.
Основу железнодорожной сети Ростовского транспортного узла составляют магистральные линии, входящие в состав Ростовского отделения Северо-Кавказской железной дороги - филиала ОАО "РЖД":
- Москва - Ростов-на-Дону - Баку, обеспечивающая выход на Северный Кавказ и страны Закавказья;
- Ростов-на-Дону - Марцево - Ясиноватая, обеспечивающая выход на Украину;
- Ростов-на-Дону - Краснодар - Новороссийск, обеспечивающая выход на Черноморское побережье, к крупнейшему порту России.
Протяженность железной дороги в границах города Ростова-на-Дону составляет более 120 км. В Ростовском узле действуют 5 грузовых станций (в том числе Кизитеринка, Ростов-Товарный, Ростов-Западный), к которым примыкают подъездные пути 139 городских предприятий и организаций.
Ростов-на-Дону является крупным воднотранспортным узлом, в составе которого действует ведущий на Юге России речной порт (ОАО "Ростовский порт"), имеющий международный статус и связанный водными путями с Поволжьем, центральной частью страны, а также с государствами Черноморского и Средиземноморского бассейнов.
Обеспечение потребностей города Ростова-на-Дону и Ростовской области в пассажирском и грузовом воздушном сообщениях осуществляется аэропортом международного значения, который является одним из самых крупных на юге страны и связан с 28 городами России, ближнего и дальнего зарубежья.
К числу ключевых объектов транспортно-логистичекой инфраструктуры также относятся пассажирский железнодорожный вокзал "Ростов-Главный", пригородный железнодорожный вокзал, междугородный и пригородный автовокзалы, обеспечивающие перевозки пассажиров в дальнем, внутрирегиональном и пригородном сообщениях, а также сеть таможенных и транспорто-логистических терминалов, расположенных в пригородных районах.
Процесс формирования транспортных потоков на территории города Ростова-на-Дону в значительной степени обусловливается участием транспортной инфраструктуры в реализации транспортно-экономических связей региона, а также транспортной подвижностью населения города Ростова-на-Дону.
Объем грузовых перевозок и их структура определяются количественными и качественными характеристиками внешнеэкономических, региональных и транзитных связей, а также внутригородского производства и потребления.
Внешний транспортный комплекс агломерации "Большой Ростов", включающий узлы и пути сообщения железнодорожного, водного, воздушного и автомобильного транспорта, в целом осуществляет около 1/3 общего объема грузоперевозок субъектов Южного федерального округа. Годовой объем перевозок грузов внешним транспортом в Ростовском узле составляет порядка 22 млн. тонн, в том числе железнодорожным - 8,1 млн. тонн, автомобильным - 7,2 млн. тонн, водным - 6,6 млн. тонн, воздушным транспортом - 0,005 млн. тонн. Общий объем перевозок пассажиров внешним транспортом за год в Ростовском узле составляет около 25 млн. человек, в том числе железнодорожным транспортом - 16,5 млн. человек, автомобильным - 7 млн. человек, воздушным - 1,3 млн. человек, водным транспортом - 0,4 млн. человек.
В основе прогнозируемых на период до 2025 года тенденций развития регионального рынка транспортных услуг и объемов грузовых и пассажирских перевозок предприятиями транспортного комплекса лежат следующие базовые факторы влияния:
- возрастающая потребность грузообразующих предприятий хозяйственного комплекса города Ростова-на-Дону во внешнеторговых перевозках, обусловленная активизацией интеграционных процессов и вступлением России во Всемирную торговую организацию;
- развитие международных транзитных перевозок с использованием транспортных коммуникаций региона;
- повышение конкурентоспособности транспортной системы на региональном и мировом рынках транспортных услуг при условии реализации инвестиционных проектов и программ развития транспортно-дорожного комплекса региона;
- приоритетность опережающего развития городского общественного пассажирского транспорта, основанного на ресурсо- и экологически сберегающих технологиях;
- сохранение неравномерности расселения жителей агломерации "Большой Ростов" относительно мест приложения труда. В центральной части города Ростова-на-Дону будет размещаться порядка 45% мест приложения труда (по сравнению с 18-25% в городах западной и восточной Европы, имеющих сходные с городом Ростовом-на-Дону параметры территории и численности населения);
- уровень автомобилизации возрастет в 1,3 раза (с 373 единиц на 1000 жителей до 470 единиц на 1000 жителей).
В результате влияния указанных тенденций: