Недействующий

ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА

3.1.1. Стратегическое направление "Ростов-на-Дону - город социального благополучия и высоких доходов"

Достижение фундаментальной социально-экономической цели развития города Ростова-на-Дону - обеспечения устойчивого роста качества и уровня жизни горожан - предполагает акцент на сильной и последовательной социальной политике, активизации общественной и экономической деятельности молодежи, развитии рынка труда, росте доходов, сбалансированном развитии социальной инфраструктуры, обеспечении социальной безопасности жителей города Ростова-на-Дону.

Динамика последних лет демонстрирует позитивные тенденции в экономике города Ростова-на-Дону, создающие потенциал для повышения социального благополучия горожан. Реализуемые в настоящее время на территории города Ростова-на-Дону мероприятия по развитию и укреплению социальной сферы предопределяют перспективы позитивного тренда в развитии и совершенствовании систем образования, здравоохранения, культуры и спорта, увеличении не только номинальных доходов населения, но и реальном повышении качества жизни, снижении уровня бедности и социальной дифференциации, увеличении доли среднего класса. Рост доходов населения корреспондирует с формированием более грамотного потребительского поведения, что создает предпосылки для диверсификации и повышения эффективности потребительского рынка, наиболее полного удовлетворения спроса населения на товары и услуги розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания и досугово-развлекательной сферы. Положительная динамика наблюдается в снижении количества зарегистрированных преступлений (на 6% в 2011 году), что в целом свидетельствует об улучшении криминогенной ситуации в городе Ростове-на-Дону.

В городе Ростове-на-Дону созданы благоприятные условия для успешной социализации и эффективной самореализации молодых людей, использования потенциала молодежи в интересах его инновационного развития.

Несмотря на вышеуказанную позитивную динамику в городе Ростове-на-Дону имеется ряд проблемных вопросов социального развития, к которым относится, в том числе, невысокий уровень заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы (от 42% до 86% от средней заработной платы в экономике); значительная дифференциация социальных групп населения по уровню доходов; наличие существенной доли бедного населения (по экспертной оценке 10-14% при 15,7% по Ростовской области в 2011 году). Значительное количество детей проживают в малообеспеченных семьях (в 2011 году ежемесячное пособие на ребенка, назначаемое для поддержки наиболее нуждающихся семей с детьми, предоставлено 34,4 тыс. детей). Высокой нагрузкой для малообеспеченных слоев населения является оплата услуг жилищно-коммунального хозяйства (25 тысяч семей в городе Ростове-на-Дону получают жилищную субсидию по заявительному принципу).

Вышеуказанные социальные проблемы сочетаются со сложной демографической ситуацией, связанной со старением населения (около четверти населения в городе Ростове-на-Дону - пенсионеры по возрасту), сохраняющимся (хотя и несколько сократившимся в последние годы) отрицательным естественным приростом, вопросами социокультурной адаптации мигрантов.

Сложной также остается криминогенная обстановка в городе Ростове-на-Дону.

Актуальными задачами социальной политики в городе Ростове-на-Дону остаются обеспечение ценовой доступности услуг учреждений социальной сферы, укрепление их материально-технической базы, вовлеченность детей и молодежи в общественную, культурную и спортивную жизнь, управление занятостью, функционирование эффективной системы льгот, модернизация форм и методов социальной поддержки малообеспеченных слоев населения.

Цель стратегического направления "Ростов-на-Дону - город социального благополучия и высоких доходов" - всестороннее повышение материального благосостояния и улучшение социального самочувствия всех групп горожан, достижение уровня и качества жизни населения, соответствующего высоким современным стандартам и статусу города Ростова-на-Дону как столицы Юга России.

Основные задачи стратегического направления "Ростов-на-Дону - город социального благополучия и высоких доходов":

1. Рост материальной обеспеченности ростовчан, снижение имущественного расслоения.

2. Оптимизация демографической и миграционной ситуации, преодоление тенденции естественной убыли населения.

3. Формирование сбалансированной структуры занятости населения.

4. Совершенствование работы учреждений социальной сферы, развитие их материально-технической базы и кадрового потенциала.

5. Совершенствование системы поддержки нуждающихся слоев населения.

6. Повышение качества товаров и услуг на потребительском рынке и развитие культуры потребления.

7. Обеспечение поддержки экономической и социальной активности молодежи.

8. Обеспечение социальной безопасности проживания в городе Ростове-на-Дону.

Задача стратегического направления "Ростов-на-Дону - город социального благополучия и высоких доходов" - рост материальной обеспеченности ростовчан, снижение имущественного расслоения.

Стратегия развития предусматривает повышение благосостояния населения за счет опережающего темп инфляции роста заработной платы для трудоспособных граждан и пенсий для пенсионеров.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций города Ростова-на-Дону составила в 2011 году 23872,2 рубля (темп роста значения показателя по сравнению с 2010 годом составил 113,4%); работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений - 8924,5 рубля (темп роста значения показателя по сравнению с 2010 годом составил 106,2%); работников муниципальных общеобразовательных учреждений - 13087 рублей (темп роста значения показателя по сравнению с 2010 годом составил 110,4%); муниципальных учреждений здравоохранения - 16629,1 рубля (темп роста значения показателя по сравнению с 2010 годом составил 113%).

Отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников муниципальных учреждений к среднемесячной номинальной начисленной заработной плате работников крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций города Ростова-на-Дону в 2011 году составило 56,9%.

Средний размер назначенных месячных пенсий составил в 2011 году 8260,5 рубля, превысив значение показателя за 2010 год на 8,7 процентных пункта.

Сложившиеся темпы позволяют в 2025 году достичь соотношения среднемесячной номинальной начисленной заработной платы и прожиточного минимума трудоспособного населения с 3,4 до 5,5, а соотношения среднего размера назначенных пенсий к прожиточному минимуму пенсионера с 1,7 до 2,6. Особого внимания заслуживает уровень заработной платы работников в бюджетных организациях, который ниже средней заработной платы в экономике города Ростова-на-Дону. Проведение мероприятий по повышению заработной платы низкооплачиваемых работников позволит сократить экономическое неравенство в доходах населения.

Достижение поставленных целей предполагает выполнение, в том числе, следующих мероприятий:

1. Продолжение практики социального партнерства по заключению соглашений между Администрацией города Ростова-на-Дону, Федерацией профсоюзов Ростовской области и некоммерческой ассоциацией "Совет директоров предприятий города Ростова-на-Дону", в соответствии с которыми минимальный размер оплаты труда не может быть ниже прожиточного минимума трудоспособного населения, что обеспечит сохранение динамики роста заработной платы. В дальнейшем норматив по установлению минимального уровня оплаты труда должен повышаться до 1,5-2,0 прожиточных минимумов трудоспособного населения.

2. Повышение среднемесячной заработной платы работников бюджетных организаций до среднего уровня заработной платы в экономике города Ростова-на-Дону.

3. Содействие развитию предпринимательской активности посредством развития в городе Ростове-на-Дону благоприятной бизнес-среды.

4. Содействие развитию социальной ответственности бизнеса.

5. Разработка и внедрение мотивационных и институциональных механизмов, способствующих снижению неформальной (теневой) занятости населения с целью формирования пенсионных накоплений для получения достаточного пенсионного обеспечения в старости.