Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ НА 2015 - 2020 ГОДЫ


7. Формирование потенциала трудовых ресурсов


Главным источником экономического роста и социального прогресса является человеческий потенциал. Для целей развития производства существенную роль играет его общеобразовательный уровень и квалификация. На большинстве промышленных предприятий утеряна основная доля высококвалифицированного кадрового потенциала. Обозначилась потребность как в промышленных рабочих кадрах, так и в опытных руководителях и специалистах.

Анализ вакансий на предприятиях и квалификации безработных показывает, что в наибольшей степени требуются следующие специалисты: обработчики пищевых продуктов, трубопроводчики, электрогазосварщики, электромонтеры, слесари.

Исходя из динамики обеспечения предприятий промышленности кадрами, в первую очередь, необходимо поддерживать инвестиционные проекты, предусматривающие высокую производительность труда.

В современных условиях носителями интеллектуального потенциала являются не только инженерно-технические, но и многие рабочие специальности, которые требуют высокого уровня образованности и трудовой дисциплины. В Республике Хакасия подготовку рабочих кадров обеспечивают 70 учреждений начального профессионального образования.

В численности занятых в экономике наблюдается увеличение доли занятых с высшим профессиональным образованием и снижение доли занятых со средним профессиональным образованием. Часть занятых в экономике Республики Хакасия с формально более высоким уровнем образования фактически выполняет работу, требующую меньшей квалификации и сложности труда, а это означает недоиспользование трудового потенциала работников и, в известной мере, их деквалификацию.

Серьезной проблемой для промышленных предприятий, особенно в обрабатывающих отраслях, становится не столько нехватка рабочих кадров в абсолютном выражении, сколько возрастающее несоответствие их квалификации новым требованиям исходя из современных производственных технологий, обеспечивающих выпуск конкурентоспособной продукции, современному уровню технологического оборудования.

Таким образом, нарастает тенденция несоответствия спроса и предложения рабочей силы, выражающаяся в первую очередь в недостатке рабочих кадров требуемой квалификации. Подготовка, переподготовка и обучение рабочих кадров на собственной базе предприятий ведется неэффективно.

В вопросе кадрового обеспечения Концепция нацелена на решение таких задач, как:

снижение дисбаланса на рынке труда;

оценка сбалансированности потенциального предложения на рынке труда и потенциального спроса на рабочую силу в настоящее время и в перспективе с учетом Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.07.2010 N 1120-р, Стратегии социально-экономического развития Республики Хакасия до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия от 25.10.2011 N 700, стратегий развития отдельных территорий;

повышение качества профессионального образования и модернизация образования в соответствии с потребностями экономики;

сокращение рабочих мест, не отвечающих требованиям санитарно-гигиенических норм, рабочих мест, связанных с тяжелым физическим трудом, сокращение числа работающих на оборудовании, не отвечающем требованиям безопасности;

повышение степени удовлетворенности работников условиями труда;

создание условий, способствующих привлечению в Республику Хакасия мигрантов соответствующей квалификации.

Для достижения поставленных в Концепции задач необходим выход на системную работу. Планируется предусмотреть мероприятия по:

1) снижению трудовых затрат на единицу объема продукции путем внедрения прогрессивных наукоемких и ресурсосберегающих технологий, передовой организации труда и повышения профессионально-квалификационного уровня работников;

2) формированию системы непрерывного образования и повышения мобильности трудовых ресурсов путем доступности услуг по профессиональной ориентации и профессиональному обучению;

3) стимулированию трудовой миграции на основании территориально-отраслевых изменений спроса на квалифицированную рабочую силу в связи с модернизацией производства, реализацией инвестиционных проектов и возрастанием в экономике роли высокотехнологичных производств;

4) формированию на территории Республики Хакасия научно-образовательных кластеров, решающих кадровые и исследовательские задачи инновационных проектов;

5) обеспечению промышленных предприятий в Республике Хакасия квалифицированными инженерно-техническими и рабочими кадрами с учетом потребностей отраслей экономики Республики Хакасия;

6) разработке стандартов образовательных программ подготовки специалистов для высокотехнологичных наукоемких производств и увеличению числа инновационных площадок по внедрению данных программ;

7) доведению уровня затрат промышленных предприятий в Республике Хакасия на профессиональное образование до 0,5 процента от фонда заработной платы организаций;

8) осуществлению мониторинга потребности предприятий и организаций Республика Хакасия в подготовке специалистов, прогнозированию кадровой потребности на среднесрочную и долгосрочную перспективу с учетом развития отраслей промышленности Республики Хакасия;

9) развитию социального партнерства между предприятиями (организациями) и учреждениями профессионального образования Республики Хакасия, которое предусматривает:

осуществление профессиональной ориентации (в том числе ранней - учащихся начальной школы) учащихся и выпускников общеобразовательных учреждений с целью формирования привлекательности труда на конкретных предприятиях и организациях Республики Хакасия, формирование предприятиями своего потенциального работника;

создание на предприятиях центров квалификации и сертификации, которые будут способствовать развитию региональных систем оценивания образовательных достижений обучающихся;

участие в модернизации содержания профессионального образования, в том числе формирование отраслевых образовательных стандартов.