Реалистичный сценарий опирается на масштабные индустриальные планы, вытекающие из стратегии развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 г., а также стратегии развития Приморского края, утвержденной Законом Приморского края от 20.10.2008 N 324-КЗ.
Этим сценарием, во-первых, планируется восстановление и развитие на новой технологической базе традиционных, капиталоемких, сложившихся в основном в советское время отраслей экономики: машиностроения, судоремонта, транспорта, рыбодобывающей и перерабатывающей промышленности, разработки природных (невозобновляемых) сырьевых ресурсов, энергетики и др.
Во-вторых, по реалистичному сценарию предполагается поддержка развития нового сектора экономики: газо-нефтехимии, развитие трубопроводного транспорта, строительство машиностроительных (судостроительных, автосборочных) и металлургических заводов, атомных электростанций; зерновых, угольных и газоконденсатных терминалов в портах и т.д.
В-третьих, в рамках данного сценария подлежит постепенной модернизации все основные подсистемы города: здравоохранение, образование, жилищно-коммунальное хозяйство, сфера услуг.
Стратегические последствия реализации сценария. Реалистичный сценарий предполагает эволюционный подход (не прорывной) к управлению городом, фиксацию сложившихся темпов и направлений развития социально-экономической ситуации. В рамках данного сценария программа реформирования муниципальных финансов и административная реформа будут осуществляться эволюционно (переход к проектному управлению будет затяжным).
В целом сохранится существующая структура хозяйственного комплекса с небольшими изменениями в рамках уже действующих тенденций. Ведущую роль в экономике сохранят предприятия рыбодобычи, рыбопереработки. Постепенно будет сокращаться роль транспортных предприятий (портов). Еще более сократится доля малого предпринимательства в сфере импорта японской автомобильной техники. Увеличится зависимость города от федерального бюджета пропорционально доле занятых на государственных предприятиях и организациях в связи с усилием роли государства в данном сценарии развития экономики.
В связи с кризисом техническое перевооружение предприятий промышленного комплекса будет замедленным, что скажется на их возможности выпускать конкурентоспособную продукцию. Сохранение относительно "старой структуры" экономики, высокого уровня загрязнения окружающей среды, в особенности, прибрежной акватории, усиливающаяся дифференциация доходов по сравнению с центральными регионами России станут факторами поддерживающими тенденцию оттока населения из города.
Основными сдерживающими факторами экономического развития остаются ограниченность территории города, процессы урегулирования земельных отношений и прав собственности.
Развитию производств с высоким уровнем добавленной стоимости в среднесрочной перспективе будет препятствовать увеличение реального курса рубля по отношению к основным мировым валютам и опережающий рост уровня оплаты труда и цен на энергоносители.
По прогнозам Министерства финансов России после девальвации рост реального курса рубля возобновится. Однако установка на повышение оплаты труда, являясь по большей части политической задачей, будет по-прежнему иметь приоритет по отношению к темпам экономического роста и увеличению производительности труда. К 2025 г. уровень оплаты труда россиян достигнет значений, сложившихся по этому показателю в наиболее развитых странах мира в первой декаде 2000-х гг. Сохранение современной политики предприятий - крупнейших Владивостокских работодателей, по выплате заработной платы работников приведет к усугублению дефицита квалифицированных кадров и усилению миграционного оттока. Качество населения и рабочей силы будет постепенно снижаться.
Цены на энергоносители останутся на уровне несколько меньшем, чем на мировом рынке, однако темпы их роста в среднесрочной перспективе будут опережать уровень инфляции. Например, согласно программе реформирования электроэнергетики уже в 2011 г. на свободном рынке будет реализовываться 100% вырабатываемой электроэнергии.
Указанные выше факторы будут снижать общий уровень конкурентоспособности производителей в целом по России, и особенно во Владивостоке. В связи с этим создание и функционирование высокотехнологичных наукоемких производств не получит во Владивостоке большого развития. Возможное создание современных производств сложных видов технологического оборудования, комплектующих изделий и бытовой техники по типу совместных предприятий будет иметь единичный характер и не станет массовым явлением.
Помимо промышленности влияние на развитие города Владивостока сохранят предприятия железнодорожного транспорта. Активизация торговли и рост мобильности населения будут способствовать дальнейшему развитию Владивостокского железнодорожного узла. Основные инвестиции здесь будут вкладываться со стороны Дальневосточной железной дороги (ДВЖД) - филиала ОАО "Российские железные дороги". Значимым фактором развития транспортной системы Владивостока будет также функционирование международного аэропорта. Сценарная предпосылка о пассивности управления скажется на удлинении сроков реализации проектов развития автодорожной инфраструктуры, которые необходимы для увеличения автомобильных перевозок. Транспортные функции в отсутствии необходимой координации и концентрации в рамках транспортно-логистических комплексов останутся в значительной мере "в тени" и не станут точкой роста городской экономики.
При развитии событий по реалистичному сценарию сохранятся темпы развития сферы услуг. Причем темпы ее роста будут более высокими, чем в отраслях материального производства. Это обусловливается эффектом сравнения с низкой базой и опережающим ростом уровней заработной платы, пенсий и иных социальных выплат. В среднесрочной перспективе увеличение оборота розничной торговли составит в среднем в год 8 - 9%. В более отдаленной перспективе среднегодовые темпы роста составят 4 - 5%.
Инвестиционная привлекательность Владивостока в рамках рассматриваемого сценария останется на невысоком уровне, сравниваемом с другими городами Дальнего Востока, однако, обеспечит относительное улучшение инвестиционного климата (Табл. 1.).
Продолжат свое действие тенденции депопуляции населения. В 2009 - 2010 гг. ожидается увеличение рождаемости, однако уровень смертности будет снижаться более медленными темпами. С 2013 г. рождаемость начнет сокращаться из-за того, что в пик детородного возраста вступит относительно немногочисленная категория женщин 90-х годов рождения. Миграционная "подпитка" за счет населения Приморского края и северных районов Дальнего Востока постепенно сходит на нет. При условии сохранения миграционного прироста, среднегодовая численность постоянного населения снизится в 2020 г. до 590 тыс. чел. (наличие активной политики) (рис. 2). В случае сокращения миграционного прироста данный показатель снизится до 570, а при его отсутствии - 540 тыс. чел. (Владивостокский городской округ), эти цифры гораздо ниже, если иметь в виду старые границы города: 490 тыс. чел. и 460 тыс. чел. соответственно.
Рис. 2. Прогноз численности населения Владивостока до 2020 г. при наличии или отсутствии активной политики сбережения населения*
________________
* Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
Не произойдет существенных подвижек с улучшением состояния окружающей природной среды. Экологическая ситуация во Владивостоке будет оставаться довольно сложной. Город сохранит свое место в числе наиболее загрязненных населенных пунктов Дальнего Востока. Плохое состояние экологии останется в числе наиболее весомых причин оттока населения, прежде всего молодежи, из города.
В целом развитие по реалистичному сценарию в отношении демографии Владивостока имеет значительные риски падения численности населения, сокращения масштабов экономики вследствие вынужденного ухода некоторых предприятий, не находящих квалифицированных кадров, или снижения производительности труда из-за использования недостаточно квалифицированной рабочей силы.
Изменится структура населения города. На рынке труда наиболее востребованными в среднесрочной перспективе будут строительные и инженерно-технические специальности, а в дальнейшем - рабочие специальности. Высшее образование приобретет "отраслевой" характер, получит тенденцию к снижению научный потенциал города. Как следствие, ухудшится криминогенная ситуация, потребуются дополнительные усилия по предотвращению наркомании и других асоциальных тенденций.
С другой стороны, реализация данного сценария предполагает формирование и дальнейшее усиление конкурентных преимуществ Владивостока, связанных с функционированием на его территории и в пределах юга Приморского края комплекса промышленных предприятий.
По реалистичному сценарию вокруг территории Владивостока в пределах системы городов, образующих в перспективе Владивостокскую городскую агломерацию (Артем, Большой Камень, Находка, Уссурийск, Партизанск), создается промышленный пояс. Структура экономики Владивостока по этому сценарию должна обеспечивать эффективное функционирование промышленного пояса, при этом некоторые производства будут размещаться на территории Владивостока и даже в его центре.
Владивосток при данном сценарии приобретает и усиливает функции селитебного и административно-культурного центра Владивостокской агломерации.