Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ И СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА РАЗВИТИЯ ГОРОДА ВЛАДИВОСТОКА ДО 2020 ГОДА (с изменениями на: 25.09.2014)

1.1. Исторические ориентиры разработки стратегии

За 150 лет своей истории города Владивосток неоднократно менял сценарии своего развития. Это случалось в результате изменения внешних и внутренних условий существования России на Дальнем Востоке, целей, которые она преследовала повсюду в мире и в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), в частности.

Владивосток в течение этого времени был пионерским форпостом, вольным городом порто-франко, крепостью и секретным военным объектом, столицей российской окраины, российским Сан-Франциско и далекой провинцией, маленькой Европой в АТР. Все эти роли Владивосток "примерял" на себя в разных сочетаниях, но неизменным в череде перемен были: пионерский дух его жителей, конкурентные условия, в которых развивался Владивосток на протяжении всей своей истории, города-аналоги, являвшиеся для него примером.

Город - пионер. Владивосток был создан как военный пост в 1860 г. в условиях конкурентной борьбы. В это же время создается еще один пост в бухте Новгородской залива Посьет. Аналогом Владивостока были города, создававшиеся на рубежах расширяющейся Российской империи, что зафиксировано, в частности, в названиях городов: "владеть Кавказом" - Владикавказ, "владеть Востоком" - Владивосток.

С десятка рубленых домов и двух дорог начиналась история Владивостока, ставшего к концу XX века крупнейшим городом Дальнего Востока России. Когда 2 (14) ноября 1860 г. по Пекинскому договору между Россией и Китаем Уссурийский край был определен владением Российской империи, Владивосток получил официальный статус российского населенного пункта.

В начале 70-х годов для обеспечения строительства был построен первый кирпичный завод, устроены каменные карьеры, лесопилки, печи по обжигу извести. За семь лет (к 1874 г.) население Владивостока увеличилось в 10 раз. Это становится основанием для создания гражданских органов самоуправления. В этот период начинаются работы по благоустройству города: производится планировка улиц, засыпаются овраги, проводятся ливнесточные канавы вдоль улиц. На улице Светланской прокладываются первые деревянные тротуары, вводится вечернее освещение керосиновыми фонарями, сооружается первая торговая пристань.

К 1879 г. во Владивостоке проживало 8 837 жителей, а число построек достигало 590, не считая портовых. Среди них были уже 18 каменных зданий, православный и лютеранский храмы, два учебных заведения, 5 кирпичных заводов и 12 предприятий пищевой промышленности, 155 лавок и магазинов.

Порто-франко (вольный город). В 1880 г. принято решение о выделении Владивостока в особое Владивостокское военное губернаторство и одновременно возведение в степень города. В это же время начинается фортификационное строительство (город-крепость) с целью создания пояса укреплений вокруг Владивостокского порта. Открывается постоянное пароходное сообщение грузопассажирских судов Доброфлота между Владивостоком и Одессой. На этих судах начинается перевозка переселенцев в Уссурийский край из южнорусских и украинских губерний России, что способствовало росту Владивостока. Конкурентами Владивостока в этот период были города: Благовещенск, Хабаровск, Николаевск на Амуре.

В том же году Владивосток посетил морской министр адмирал И.А. Шестаков - первый из членов правительства и представитель царствующего дома Романовых, великий князь Александр Михайлович. Адмирал заявил, что Владивосток был и будет главным портом России на Тихом океане, и призвал предпринимателей без боязни вкладывать средства в строительство города, в развитие его промышленности и хозяйства.

Правительство выделило средства на постройку Механического завода, крупного судоремонтного предприятия (Дальзавод), который был введен в строй в 1887 г. Толчком к экономическому развитию Владивостока стало строительство восточной ветки Китайской Восточной Железной Дороги, открывающей кратчайший путь европейским товарам к побережью Тихого Океана.

Так "вольный город" (порто-франко) Владивосток фактически стал центром европейской культуры в АТР. Экономика города росла быстрыми темпами. Город проявлял свой пионерский дух, был первопроходцем.

Вот лишь один красноречивый факт: магазин "Кунст и Альбертс" на Светланской, открытый в 1889 г., стал первым в мире универмагом. Не в Америке и не в Англии, а здесь, именно во Владивостоке впервые было построено и запущено предприятие современного торгового формата. Второй появился в Чикаго осенью того же года. А первый собственно европейский универмаг в Европе был открыт лишь четыре года спустя, во Франкфурте, все той же конторой "Кунст и Альбертс". К сожалению, сегодня мало кто знает, что "серое здание" в центре города - это без преувеличения "святыня" мирового ритэйла.

К этому времени население Владивостока достигло 13 тысяч жителей, обгоняя считавшимся самым большим городом региона Благовещенск.

Город - центр государственности, торгово-экономический и культурный центр. На рубеже 80 - 90-х гг. три важных события ускорили развитие Владивостока как торгово-экономического и культурного центра Дальнего Востока России:

- 30 августа 1889 г. Владивосток получил статус морской крепости, что предопределило развитие в нем фортификационного строительства;

- 27 июля 1890 г. Владивосток стал административным центром Приморской области и сюда из Хабаровска были переведены все областные учреждения;

- 19 мая 1891 г. в городе состоялась закладка Уссурийского участка Транссибирской железной дороги, призванной связать рельсовыми путями Уссурийский край и город Владивосток с центральной частью России.

Центр Владивостока приобретает черты портового города с многочисленными гостиницами, ресторанами, магазинами, конторами отечественных и зарубежных торговых и промышленных компаний, консульствами иностранных государств.

Город - порт. Строительство коммерческого порта началось в 1896 г. и через три года к его стенке уже могли швартоваться крупные морские суда. В это же время на территории военного порта строится крупный сухой док. Это повысило престиж Владивостока как порта, и он вошел в число пяти крупнейших портов России.

По всероссийской переписи 1897 г. население Владивостока достигло 28,9 тыс. жителей. В городе насчитывалось 2980 зданий, в том числе 478 каменных, 41 промышленное предприятие, 5 православных и 2 инославных христианских храмов, 11 учебных заведений, музей, театр, 3 библиотеки.

Последний период дореволюционного развития Владивостока пришелся на 1899 - 1916 гг., который продолжался в конкурентной борьбе, на этот раз с городом Порт-Артуром.

Город - транспортный узел и логистический центр. В это время Россия приобрела у Китая концессию на Квантунский полуостров, где начинается строительство новой военно-морской базы Порт-Артур. В результате Владивосток лишился правительственных субсидий и государственных капиталовложений, а коммерческий порт - статуса "порто-франко", что послужило причиной оттока населения из Владивостока. Ситуация усугубилась событиями русско-японской войны 1904 - 1905 гг., но, с другой стороны, это привело к резкому росту численности жителей в связи с потерей части Сахалина, Квантунского полуострова, полосы отчуждения вдоль Южно-Маньчжурской железной дороги. В конце 1905 г. население выросло до 44 тыс. человек, что стало причиной первого жилищного кризиса, преодолеть который удалось только к концу 1906 г.

После потери Порт-Артура Владивосток остался единственной российской крепостью на Тихом океане. За два года Первой мировой войны, когда город становится единственным российским портом, через который осуществлялась перевалка военных и гражданских грузов, поступающих от союзников России, его грузооборот вырос вдвое. Население города к 1917 г. достигло 130 тыс. человек.

Период гражданской войны (1917 - 1922 гг.). За четыре года после Октябрьской революции и последующей интервенции, городское хозяйство Владивостока было почти полностью разрушено и разграблено. Из Владивостокского порта было похищено более 1,5 млн тонн казенных грузов. За границу был угнан весь военный и торговый флот, с территории Военного порта (Дальзавод) было вывезено более 600 станков и 50 тысяч тонн заводского оборудования. В городе не работала электростанция, не ходили трамваи, не действовали промышленные предприятия, не осуществлялось железнодорожное сообщение. Город покинуло более 20 тыс. жителей, население города сократилось до 106 тыс. человек.

Советский период (1922 - 1992 гг.). Далее (после 1922 г.) был восстановительный период, который продолжался три года. В 1925 г. удалось восстановить довоенный уровень грузооборота порта. Годом ранее порт принял 388, а в 1925 г. - более 400 иностранных торговых судов. К 1926 г. было восстановлено железнодорожное сообщение, грузовое и пассажирское, в том числе международная экспрессная линия Владивосток - Париж. В 1927 году население Владивостока составило 110 тыс. чел., к 1935 г. население возросло до 217 тыс. чел.

В 1955 и 1960 гг. Совет Министров СССР принимает ряд постановлений о развитии Владивостока. С 1956 г. начинается большое строительство во Владивостоке, приведшее к тому, что население Владивостока в конце 50-х годов выросло до 293 тыс. чел., а к 1969 г. его население достигло 440 тыс.

Двадцатипятилетний период с 1960 по 1985 гг. - это время больших количественных и качественных изменений в жизни Владивостока. За это время построено более 8 млн кв. м жилья или около 90 тыс. новых квартир для горожан. К середине 80-х годов XX столетия Владивосток стал самым крупным и самым развитым городом Дальнего Востока, его культурным, научным и промышленным центром.

Конкурентами Владивостока в этот период были портовые города СССР: Одесса, Мурманск, Новороссийск, прибалтийские порты, которые боролись за генеральные грузы с портами Дальнего Востока. Собственно на Дальнем Востоке конкурентами Владивостока были города: Хабаровск (логистика железнодорожная, авиационная и отчасти морская, рыбная промышленность, машиностроение, приграничная торговля и др.), Свободный (космическая отрасль), Находка (логистика портовая и отчасти морская, рыбная промышленность), Сингапур.

Новейшая история (1992 - 2008 гг.). За полтора века Владивосток превратился из небольшого военного поста в один из крупнейших городов России, и уж точно, первый город на территории Дальнего Востока и Забайкалья с населением свыше 600 тыс. чел. и являющийся крупнейшим торгово-финансовым, транспортно-логистическим, морским и рыбохозяйственным, научно-образовательным и культурным центром России на тихоокеанском побережье.

В экономическом смысле прямыми конкурентами Владивостока являются зарубежные города: Харбин, Чанчунь, Далянь (КНР), Раджин (КНДР), Пусан (Корея), Ниигата, Саппоро (Япония).