Владивосток в течение всей истории формировался как форпост России на Тихом океане. В условиях перманентной военно-политической напряженности в мире и отсутствия значимых альтернатив необходимо сохранять и наращивать тот потенциал (оборонный, портовый, внешнеэкономический), который уже имеется во Владивостоке. В сложившихся новых социально-экономических условиях Владивосток будет продолжать выполнять федеральные функции, ориентированные на реализацию этого потенциала, но этого явно недостаточно, чтобы выдержать конкуренцию как с городами ДВР, так и зарубежными городами.
Для этого и разрабатывается стратегический план развития города, в основе которого лежит понятие дерева целей. Для его построения был проведен SWOT анализ, выявлены проблемы в развитии Владивостока.
Далее было построено дерево целей, на основе переформулировки дерева проблем. Таким образом, дерево целей может рассматриваться как положительное зеркальное отображение дерева проблем.
Центральная проблема переформулируется в главную цель Владивостока, а отношения "причина - следствие" становятся отношениями "средства - конечный результат", т.е. на основе дерева проблем для города Владивостока, строим дерево целей путем переформулировки всех негативных ситуаций из анализа проблем в положительные ситуации, которые являются желаемыми и достижимыми. Необходимо проверить связи средства/цели, чтобы убедиться в полноте иерархии (взаимоотношения причина/следствие преобразуются в связи средства/цели).
В целом дерево целей города содержит более 2 тыс. целей и подцелей, образующих иерархию (на рис. 12 приведены два его верхних уровня).
Главной целью города является желание сделать "Владивосток одним из мировых интеллектуальных, предприимчивых и культурных городов-лидеров; центром высокого уровня и качества жизни". Эта цель декомпозицируется на три цели второго уровня (рис. 12).
С учетом ограниченности территориальных ресурсов для наращивания потенциала в нынешних границах Владивостока необходимо достигать этих целей в границах Владивостокской агломерации, включающей в состав территории южного Приморья побережья Приморского края.
3.5. Измерение достижения стратегических целей
Достижение целей, поставленных в стратегическом плане, возможно, если эти цели будут измеримы. Для этого необходимо разработать сбалансированную систему показателей.
Сбалансированная система целевых показателей (ССЦП) - это система, которая позволит сделать более ясными видение будущего города и стратегию его развития, переводит их в область управления, ориентированного на результат.
ССЦП предоставляет собой обратную связь, как от внутренних процессов, так и от внешних результатов реализации стратегического плана. Если система внедрена в полном объеме, она трансформирует стратегическое планирование из академических упражнений в централизованную систему управления стратегическим планированием (рис. 13).
В настоящее время чаще всего используется следующая схема реализации стратегии: Стратегический план - Целевые программы - Целевые показатели.
Согласно этой схеме сначала разрабатываются мероприятия, а потом - целевые показатели. Осознание необходимости каждого мероприятия в этом случае может и не происходить. Как следствие, связь между стратегическим планом и ее реализацией оказывается слабой.
Сбалансированная система целевых показателей позволяет восстановить этот недостаток за счет организации процесса реализации стратегического плана следующим образом: Стратегический план - Система целей - Целевые показатели - Целевые программы.
Тем самым сначала обозначаются цели, потом - допустимые значения целевых показателей и в заключение - мероприятия (целевые муниципальные программы), необходимые для изменения значений целевых показателей (рис. 13 - не приводится).
В результате внедрения этой системы все мероприятия четко увязаны с целями, а, следовательно, со стратегическим планом. Программы не будут влиять ни на один целевой показатель. Выявятся целевые показатели, не охваченные целевыми программами.
Постановлением от 02.06.2009 N 589 главы города Владивостока определены 12 основных индикаторов стратегического плана развития городского округа. В порядке эксперимента срок наблюдения этих индикаторов ограничен пока 2012 г. В случае достижения положительных результатов он будет продлен. В частности, реализация стратегии позволит к 2020 г. получить следующие показатели развития городского округа:
- в 3,8 раза - рост среднедушевых денежных доходов населения;
- в 7,57 раз - чистый прирост стоимости основных фондов;
- в 2,5 раза - прирост занятых в экономике;
- в 1,8 раз - прирост населения;
- в 4 раза - снижение преступности среди несовершеннолетних;
- увеличение на 23 тыс. чел. - дополнительное посещение иностранных клиентов в сегменте медицины и образования.
С целью достижения установленных значений индикаторов, структурным подразделениям администрации предстоит разработать стратегические подпрограммы. Мониторинг выполнения этих подпрограмма будет осуществляться в рамках системы оценок эффективности органов власти и местного самоуправления, определенных Указом Президента РФ N 607.
Рис. 12. Дерево целей г. Владивостока
┌═════════════════════════════════════════════════════‰
│Владивосток - морской и сухопутный порт, являющийся │
│научным и промышленным, внешне-экономическим и │
│внешнеполитическим центром, центром развития │
│государственности, обслуживающим интересы Приморского│
┌>│края, ДФО, России, АТР, стремящийся стать │
│ │инновационным, образовательным, медицинским, │
│ │культурным, торговым, транспортно-логистическим, │
│ │туристическим, аналитическим и консалтинговым, │
│ │финансово-биржевым и управленческим, развлекательным │
│ │центром мирового уровня │
│ └═════════════════════════════════════════════════════…
│
│ ┌═════════════════════════════════════════════════════‰
│ │Владивосток - город высокого уровня и качества жизни,│
│ │населенный жителями, обладающими национальной │
┌═══════════════‰ │ │гражданской идентичностью, в котором действуют │
│Владивосток - │ ├>│федеральная, региональная и муниципальная власти в │
│один из мировых│ │ │интересах жителей, а также всех граждан и людей, │
│интеллекту- │ │ │имеющих отношение к городу, приезжающих в него с │
│альных, │ │ │деловыми, культурными, туристическими и другими │
│предприимчивых │ │ │целями │
│и культурных │ │ └═════════════════════════════════════════════════════…
│городов- ├═┤
│лидеров; │ │ ┌═════════════════════════════════════════════════════‰
│центр высокого │ │ │Владивосток - центр, в котором ведущие представители │
│уровня и │ │ │всех ветвей власти, политических партий, финансовой и│
│качества жизни │ │ │интеллектуальной элиты, бизнеса, гражданского │
└═══════════════… │ │общества и жители образуют общественную коалицию, │
├>│ставящую перед собой цель реализовать стратегический │
│ │план развития, желающие видеть город развивающимся и │
│ │процветающим │
│ └═════════════════════════════════════════════════════…
│
│ ┌═════════════════════════════════════════════════════‰
│ │Владивосток - обладает генеральным планом, │
│ │обеспечивающим пространственное решение │
│ │стратегических задач, имеющий архитектурный облик │
└>│международного города европейского стиля, сохраняющий│
│с одной стороны исторический облик времен пионерского│
│освоения, а с другой, привлекающий творцов │
│международного уровня для реализации современных │
│архитектурных идей │
└═════════════════════════════════════════════════════…
Рис. 13. Сбалансированная система целевых показателей Владивостока*