Правительством Российской Федерации и Администрацией Приморского края были утверждены и реализованы среднесрочные программы бюджетных реформ (Программа развития органов федерального казначейства на 2000 - 2004 годы, Программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года), Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации и Приморском крае в 2004 - 2006 годах, Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006 - 2008 годах.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, законами Приморского края и муниципальными правовыми актами Владивостокского городского округа, органы местного самоуправления осуществляют формирование, составление, утверждение и исполнение бюджета Владивостокского городского округа (далее - бюджет ВГО) и контроль за его исполнением.
Современное состояние финансов муниципальных образований характеризуется проведением ответственной бюджетной политики, исполнением принятых бюджетных обязательств, оптимизацией бюджетных расходов на социально-культурную сферу при повышении качества оказываемых социальных услуг, совершенствовании бюджетного планирования. Результатом данных реформ стало формирование во Владивостокском городском округе современной системы управления муниципальными финансами путем:
1) создания и развития системы казначейского исполнения бюджета ВГО, обеспечивающего кассовое обслуживание бюджета ВГО, эффективный учет и предварительный контроль в процессе исполнения расходных обязательств бюджета ВГО, управление единым счетом бюджета ВГО;
2) поэтапного внедрения инструментов бюджетирования, ориентированного на результаты (реестра расходных обязательств, долгосрочных и ведомственных целевых программ, муниципальных заданий);
3) создания нормативной базы для развития новых форм финансового обеспечения муниципальных услуг;
4) развития системы муниципального заказа, обеспечивающей эффективное использование средств бюджета и внебюджетных источников финансирования, своевременное исполнение местного бюджета, гласность и прозрачность размещения заказов, предотвращение коррупции в сфере размещения заказов.
В сфере управления общественными финансами сохраняется ряд следующих системных недостатков и нерешенных проблем:
1) стратегическое планирование остается слабо увязанным с бюджетным планированием, отсутствует оценка всего набора инструментов (бюджетных, налоговых, тарифных, нормативного регулирования), применяемых для достижения целей;
2) сохраняются условия и стимулы для неоправданного увеличения бюджетных расходов Владивостокского городского округа (далее - бюджетные расходы ВГО), не созданы условия для мотивации органов администрации города Владивостока, а также бюджетных учреждений Владивостокского городского округа в повышении эффективности бюджетных расходов ВГО и своей деятельности в целом;
3) отсутствуют действенные методики оценки деятельности органов местного самоуправления города Владивостока, в том числе оценки эффективности использования ими финансовых ресурсов;
4) планирование программных и внепрограммных расходов, а также капитальных и текущих расходов методологически не взаимоувязано;
5) формальным и недостаточно увязанным с бюджетным процессом остается применение инструментов бюджетирования, ориентированного на результаты;
6) формальным и недостаточно увязанным с бюджетным процессом остается разработка прогноза муниципальных закупок и плана-графика размещения муниципальных заказов;
7) отсутствуют средства программного обеспечения, обеспечивающие взаимосвязь системы муниципальных финансов и системы муниципального заказа;
8) отсутствуют методики оценки эффективности деятельности муниципальных заказчиков при размещении ими муниципальных заказов;
9) не созданы условия для мотивации муниципальных заказчиков в повышении эффективности их деятельности в сфере размещения заказов.