Бюджетная политика в соответствии с Бюджетным посланием Президента России о бюджетной политике в 2012 - 2014 годах (далее - Послание) должна быть нацелена на улучшение условий жизни человека, адресное решение социальных проблем, повышение качества государственных и муниципальных услуг. Посланием определена необходимость повышения отдачи от использования государственных расходов, в том числе за счет формирования рациональной сети государственных учреждений, совершенствования перечня и улучшения качества оказываемых ими услуг, а также необходимость развития конкуренции в сфере предоставления социальных услуг, в том числе за счет привлечения к их оказанию негосударственных организаций.
В Послании ставится задача формирования бюджетных расходов не на содержание сети учреждений на федеральном, региональном и местном уровнях, а на обеспечение результативности их деятельности, чему в высокой степени способствует конкуренция учреждений с негосударственными некоммерческими организациями.
Одной из задач бюджетной политики определено полномасштабное внедрение с 2012 года программно-целевого принципа организации деятельности органов исполнительной власти и, соответственно, программных бюджетов на всех уровнях управления.
Кроме того, в Послании говорится о необходимости кардинальной перестройки системы государственных закупок, при этом акцент должен быть сделан на достижении наилучшего результата закупок.
С вступлением в законную силу Федерального закона от 27.07.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных учреждений)" изменен состав организаций, для которых составляется государственное (муниципальное) задание, форма задания, внесено ограничение на включение в задание платных услуг, изменен подход к формированию перечней государственных (муниципальных) услуг, изменены формы финансирования расходов бюджетных учреждений.
В рамках настоящей Программы ставится задача для реализации основной цели - создание условий для повышения эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по выполнению функций и обеспечению потребностей граждан и общества в государственных (муниципальных) услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития.
Настоящей Программой предусмотрены следующие основные направления по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2013 года:
1) долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджета Владивостокского городского округа как части консолидированного бюджета Приморского края;
2) переход к программной структуре расходов бюджета Владивостокского городского округа;
3) оптимизация функций муниципального управления и повышение эффективности их обеспечения, в том числе создание системы мониторинга качества финансового менеджмента;
4) повышение эффективности предоставления муниципальных услуг;
5) развитие системы муниципального финансового контроля, осуществляемого органами местного самоуправления города Владивостока;
6) развитие информационной системы управления муниципальными финансами и обеспечение взаимодействия с системой муниципального заказа;
7) совершенствование системы муниципального заказа, в том числе развитие муниципальной контрактной системы.
Одним из основных инструментов повышения эффективности бюджетных расходов Владивостокского городского округа станет переход к программно-целевому бюджетному планированию, большая часть расходов бюджета ВГО будет формироваться на основе муниципальных целевых программ Владивостокского городского округа (далее - муниципальные программы). В свою очередь, муниципальные программы должны формироваться исходя из стратегии, плана и прогноза социально-экономического развития Владивостокского городского округа. Данный метод планирования сочетает в себе все элементы бюджетирования, ориентированного на результат, позволяющие осуществлять полный цикл управленческого процесса - от постановки задач планирования до оценки результата и эффективности произведенных бюджетных расходов.
Все муниципальные программы будут снабжены целевыми индикаторами с указанием сроков их выполнения, а также финансовых средств и их источников.
В рамках Программы планируется масштабная работа по переводу всех бюджетных учреждений Владивостокского городского округа на новые формы и изменению правового статуса бюджетных учреждений. Конечная цель изменений - направление бюджетных средств на эффективное удовлетворение бюджетными учреждениями законных потребностей как отдельного гражданина, так и всего общества в целом, а не на содержание бюджетными учреждениями самих себя. Все учреждения будут подразделяться на три типа: казенное учреждение, бюджетное учреждение и автономное учреждение.
В бюджетных учреждениях будет изменен механизм финансирования и расширена их правовая самостоятельность.
Казенные учреждения останутся на сметном финансировании. Их основное отличие от бюджетных учреждений старого типа заключается в том, что средства, полученные казенным учреждением от приносящей доход деятельности, поступают в бюджет ВГО и являются доходом этого бюджета.
Программа может и должна рассматриваться как практический инструмент, объединяющий комплекс мероприятий, реализация которых будет иметь своим последствием в среднесрочной перспективе повышение качества управления общественными финансами и оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления города Владивостока.
3.1. Анализ исходной ситуации, сложившихся и прогнозируемых тенденций, основных проблем в сфере общественных (государственных и муниципальных) финансов
Как в Приморском крае, так и во Владивостокском городском округе в рамках проводимой бюджетной реформы в 2006 - 2010 годах были созданы все необходимые предпосылки для перехода на качественно более высокий уровень управления общественными финансами.
В результате внесения комплексных поправок в законы Приморского края и муниципальные правовые акты Владивостокского городского округа была создана правовая основа для эффективного функционирования и развития бюджетной системы Владивостокского городского округа, повышения результативности бюджетных расходов.
В рамках последовательно проводимой бюджетной политики в 2007 - 2010 годах сформирована законодательная и нормативная база и продолжено внедрение механизмов, направленных на повышение результативности бюджетных расходов. Упорядочены механизмы планирования и осуществления бюджетных инвестиций, созданы предпосылки для развития новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг.
В 2007 году внедрена новая система планирования бюджетных расходов на основе реестров действующих и принимаемых расходных обязательств, которая позволила осуществить инвентаризацию нормативной правовой базы, устанавливающей действующие расходные обязательства, исключить возможность планирования расходов без соответствующего правового акта, сформировать перечень расходных обязательств и оценить степень эффективности расходов бюджета ВГО, закрепленных за конкретным субъектом бюджетного планирования в рамках возложенных на него полномочий.
В качестве меры по повышению эффективности и качества оказываемых услуг муниципальными бюджетными учреждениями Владивостокского городского округа начата работа по переходу от сметного содержания учреждений к оплате оказываемой ими услуги.
В 2010 году принят ряд мер, направленных на совершенствование порядка оказания муниципальных услуг. Для этого администрацией города Владивостока утверждены:
Порядок осуществления администрацией города Владивостока функций и полномочий учредителя муниципального автономного учреждения;