Экономическое и духовное развитие страны в значительной степени определяется качеством общего и профессионального образования. Качество интеллектуальных ресурсов становится главным геополитическим фактором в мире.
Ценность образования в современной жизни сложно переоценить: только тот, кто умеет сегодня быстро и эффективно учиться, способен завтра создавать условия для достижения личного, семейного и общественного блага.
Именно поэтому образование было и остается приоритетным направлением развития нашего города. Администрация города Владивостока ставит перед собой задачу создания эффективной системы непрерывного образования, предоставляющей каждой семье возможности выбора образовательного маршрута своего ребенка - от дошкольного до профессионального образования.
Муниципальная система общего образования города Владивостока включает в себя 83 общеобразовательных учреждения. В сеть муниципальных общеобразовательных учреждений входят 2 гимназии, 2 лицея, 15 школ с углубленным изучением отдельных предметов, 1 начальная школа, 2 основные школы, 55 средних школ, 4 вечерних школы, 1 лицей-интернат, 1 школа-интернат. 82 муниципальных общеобразовательных учреждения являются бюджетными, 1 - автономным.
На конец 2012 - 2013 учебного года в муниципальных общеобразовательных учреждениях города Владивостока (далее - общеобразовательные учреждения) обучалось 45538 обучающихся, из них 44633 - в дневных школах, 905 - в вечерних. В общеобразовательных учреждениях сохранилась двухсменная система работы, доля обучающихся, занимающихся во вторую смену, составила 24,5% в общей численности обучающихся общеобразовательных учреждений. В 2012 - 2013 учебном году в 26 общеобразовательных учреждениях занятия проводились только в первую смену. Большинство общеобразовательных учреждений работают в режиме шестидневной рабочей недели, что дает возможность использовать в полном объеме вариативную часть базисного учебного плана, учитывая социальный запрос родителей, индивидуальный характер потребностей учащихся. 15 школ работали в режиме пятидневной рабочей недели.
Развитие муниципальной системы общего образования города Владивостока осуществляется в соответствии с общими направлениями развития образования Российской Федерации, содержащимися в Национальной образовательной инициативе "Наша новая школа". Основные направления деятельности системы образования способствуют обеспечению доступного бесплатного начального, основного, среднего общего образования.
Общеобразовательные учреждения обеспечивают население города Владивостока разнообразными услугами, в том числе услугой общего образования повышенного уровня (программы углубленного изучения предметов, гимназические и лицейские программы), услугой общего образования, осуществляемой по очно-заочной и заочной форме обучения (вечерняя школа).
Как показывает анализ численности обучающихся за последние несколько лет, в 2012 - 2013 учебном году общее число обучающихся в дневных общеобразовательных учреждениях несколько снизилось. Средняя наполняемость классов - 25,3. В городе Владивостоке имеются школы с углубленным изучением английского, японского, китайского и других восточных и западноевропейских языков, школы с углубленным изучением предметов физико-математического профиля, юридического профиля, художественно-эстетического профиля, гимназии, реализующие программы гуманитарного профиля, лицеи, реализующие программы технического и естественнонаучного профиля. В 15 общеобразовательных учреждениях обеспечено углубленное изучение отдельных предметов.
Профильное обучение в старших классах организовано по 7 профилям (физико-математическому, физико-химическому, художественно-эстетическому, информационно-технологическому, социально-экономическому, социально-гуманитарному, филологическому).
В результате реализации мер по развитию муниципальной системы общего образования в городе Владивостоке ежегодно снижается количество пропущенных уроков на одного ученика. За последние два учебных года количество пропущенных уроков на одного ученика снизилось с 70,1 в 2011 - 2012 учебном году до 62,8 в 2012 - 2013 учебном году. Количество пропусков в расчете на 1 ученика снизилось с 2,02 уроков в 2011 - 2012 учебном году до 1,3 урока в 2012 - 2013 учебном году. Повысился по сравнению с прошлыми годами процент замещения уроков и составил 88,4%. Это свидетельствует о целенаправленной работе по обеспечению доступности и повышению качества образования. Анализ учебной деятельности показывает положительную динамику роста уровня успеваемости учащихся.
Средний показатель численности обучающихся, имеющих итоговые оценки по общеобразовательным предметам "4" и "5", составляет 45,1%: более 60% в начальной школе, 36,1% в основной и 34,3% в старшей. За последние два года он повысился на 1,2%.
На протяжении пяти лет государственная аттестация обучающихся 9, 11 классов общеобразовательных учреждений осуществляется в новой форме: государственная итоговая аттестация (далее - ГИА) и единый государственный экзамен (далее - ЕГЭ).
ГИА обучающихся 9 классов общеобразовательных учреждений проходит в общеобразовательных учреждениях.
В 2013 году по результатам ГИА по русскому языку качество знаний составило 68,1%, сдали русский язык на "5" 26,7% обучающихся общеобразовательных учреждений. По математике качество знаний составило 77,6%, сдали математику на "5" 29,5% обучающихся общеобразовательных учреждений.