ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 декабря 2015 года N 462
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ТОРГОВЛИ В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2016 - 2020 ГОДЫ
(в редакции постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 16.01.2018 N 7)
В целях определения основных направлений развития торговли и мероприятий, содействующих развитию торговли на территории Кемеровской области, в соответствии со Стратегией развития торговли в Российской Федерации на 2015 - 2016 годы и период до 2020 года, утвержденной приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 25.12.2014 N 2733, законами Кемеровской области от 28.01.2010 N 12-ОЗ "О государственном регулировании торговой деятельности", от 14.12.2010 N 136-ОЗ "О порядке разработки региональной и муниципальных программ развития торговли" Коллегия Администрации Кемеровской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую региональную программу "Развитие торговли в Кемеровской области" на 2016 - 2020 годы.
2. Исполнительным органам государственной власти Кемеровской области, ответственным за исполнение мероприятий, предусмотренных региональной программой "Развитие торговли в Кемеровской области" на 2016 - 2020 годы, представлять ежеквартально до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, и ежегодно до 1 марта года, следующего за отчетным годом, информацию о выполнении мероприятий в департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области.
3. Департаменту по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области (В.В.Трихина) ежеквартально до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, и ежегодно до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, представлять информацию о выполнении программных мероприятий первому заместителю Губернатора Кемеровской области В.Н.Чернову.
(п. 3 в ред. постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 16.01.2018 N 7)
4. Рекомендовать территориальным органам федеральных органов исполнительной власти принять участие в реализации региональной программы "Развитие торговли в Кемеровской области" на 2016 - 2020 годы.
5. Рекомендовать органам местного самоуправления:
разработать и утвердить муниципальные программы развития торговли;
представлять ежеквартально до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, и ежегодно до 1 марта года, следующего за отчетным годом, информацию о выполнении мероприятий программы в департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области.
6. Настоящее постановление подлежит опубликованию на сайте "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области".
7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора Кемеровской области В.Н.Чернова.
(п. 7 в ред. постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 16.01.2018 N 7)
Губернатор
Кемеровской области
А.М.ТУЛЕЕВ
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ТОРГОВЛИ В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2016 - 2020 ГОДЫ
(в ред. постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 16.01.2018 N 7)
Наименование программы | Региональная программа "Развитие торговли в Кемеровской области" на 2016 - 2020 годы (далее - Программа) |
Дата принятия и наименование решения о разработке Программы | Распоряжение Губернатора Кемеровской области от 30.11.2015 N 68-рг "О разработке региональной программы "Развитие торговли в Кемеровской области" на 2016 - 2020 годы" |
Государственный заказчик Программы | Коллегия Администрации Кемеровской области |
Директор Программы | Первый заместитель Губернатора Кемеровской области В.Н.Чернов |
(в ред. постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 16.01.2018 N 7) | |
Основные разработчики Программы | Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области |
Цели Программы | Содействие развитию торговли в Кемеровской области, определение основных направлений развития торговли в Кемеровской области |
Основные задачи Программы | Совершенствование правового регулирования в сфере торговли; развитие многоформатной торговой инфраструктуры, развитие современного оптового продовольственного звена, повышение ценовой и территориальной доступности товаров, качества и культуры торгового сервиса для населения Кемеровской области, обеспечение качества и безопасности товаров; развитие конкуренции в сфере торговой деятельности |
Срок реализации Программы | 2016 - 2020 годы |
Основные мероприятия Программы | Совершенствование государственной координации и правового регулирования в сфере торговли; |
Основные исполнители Программы | Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области; |
Объемы и источники финансирования Программы | Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет внебюджетных источников; |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | Повышение ценовой и территориальной доступности товаров для населения Кемеровской области; |
Организация контроля за выполнением Программы | Контроль за реализацией Программы осуществляют Губернатор Кемеровской области, государственный заказчик Программы |
Торговля - один из социально значимых видов экономической деятельности Кемеровской области, удовлетворяющий потребности отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечивающий доступность товаров для населения, формирующий конкурентную среду и поддержку местных производителей товаров. Торговля характеризует уровень благосостояния населения и обеспечивает социально-экономическое развитие региона.
Торговля является своего рода индикатором существующих в экономике социальных и экономических проблем, так как на долю потребительских расходов, включая услуги, приходится около 70 процентов всех денежных расходов населения Кемеровской области.
В отраслевой структуре валового регионального продукта Кемеровской области оптовая и розничная торговля занимает 3-е место после добычи полезных ископаемых и обрабатывающих производств, ее доля составляет 10,1 процента.
На предприятиях и в организациях оптовой и розничной торговли работает 16,9 процента от численности занятого населения, или 215,6 тыс. человек.
По объему оборота розничной торговли Кемеровская область находится на 3-м месте среди регионов Сибирского федерального округа и на 19-м месте в Российской Федерации. В 2014 году розничный товарооборот составил 335,1 млрд. рублей.
С начала 2014 года в Кемеровской области наблюдается снижение розничного товарооборота по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, которое продолжается и в 2015 году. Сокращение доходов населения в 2015 году в совокупности со сжатием потребительского кредитования, отказом населения от приобретения дорогих товаров оказало негативное влияние на потребительский спрос. Расходы на конечное потребление домохозяйств в начале 2015 года резко сократились. В феврале 2015 года розничный товарооборот по сравнению с соответствующим периодом 2014 года составил максимально низкое значение за последние пять лет - 81,4 процента.
В третьем квартале 2015 года наметилась тенденция к восстановлению покупательской активности. К концу года ожидается увеличение розничного товарооборота (в товарной массе розничный товарооборот составит 90 процентов к соответствующему периоду 2014 года). Положительные темпы роста розничного товарооборота в области прогнозируются в конце 2016 года - начале 2017 года.
Падение покупательского спроса отразилось и на структуре оборота розничной торговли. В 2015 году была отмечена тенденция экономии населения на приобретении товаров длительного пользования, в результате чего в общем объеме розничной торговли выросла доля пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий, составив 53,5 процента, а доля непродовольственных товаров снизилась до 46,5 процента.
Ведущая роль в удовлетворении покупательского спроса кузбассовцев принадлежит предприятиям организованной торговли. Они обеспечивают 97,7 процента оборота розничной торговли, на долю розничных рынков и ярмарок приходится 2,3 процента.
При этом современная торговля в последние 5 - 7 лет претерпела серьезные структурные изменения: произошло стихийно сокращение организованных рынков, укрупнение розничных сетей, обострение конкуренции между крупными розничными сетями.
Состояние потребительского рынка характеризуется жесткой структуризацией и вводом в действие новых форматов и подформатов организаций торговли, таких как гипермаркеты, супермаркеты, торговые центры, торговые комплексы, моллы, магазины-склады, дискаунтеры, магазины "у дома", интернет-магазины.
Современные тенденции развития розничной торговли опираются, прежде всего, на изменение соотношения магазинных и внемагазинных форм продажи товаров. Количество торговых объектов по состоянию на 01.01.2015 по сравнению с соответствующим периодом прошлого года возросло на 2,1 процента и составило 16 158 единиц, в том числе 12855 магазинов и торговых центров, 3303 киоска и павильона.
Одним из наиболее успешных и быстрорастущих сегментов рынка в последние годы стали торговые сети.
Интенсивное развитие сетевых структур в Кемеровской области связано с тем, что в условиях высокой конкуренции на потребительском рынке они имеют определенные преимущества. Розничные торговые сети обеспечивают возможность быстро, удобно, с минимальной затратой сил и времени приобретать нужные товары, предлагают широкий ассортимент товаров, обеспечивают высокий уровень обслуживания, внедряют новейшие торговые технологии, применяют современные методы работы с клиентами.
Наибольшее развитие в Кемеровской области получили розничные продуктовые сети, среди них есть как областные - "Система Чибис", "РегионМарт" (магазины сети "Чибис", "Поляна"), "Пенсионер", "Золотой Флорин" (магазины сети "Корочка"), "Центрпродсервис" (магазины сети "Ближний), "СДС-Маркет" (магазины сети "Соседи"), "Торговый дом Колибри" (магазины сети "Бегемот"), так и пришедшие на наш рынок из других регионов, например, компания "Мария-Ра" (Барнаул), "Магнит" (Краснодар), "Светофор" (Красноярск), "Монетка" (Екатеринбург), "Ярче" (Томск).
Иностранные торговые сети представлены ООО "Лента" (гипермаркеты "Лента" в городах Кемерово, Новокузнецке, Юрге, Новокузнецком районе), ООО "Метро Кэш энд Керри" (торговые центры "Метро" в городах Новокузнецке и Кемерово).
Сегодня розничные сети регионального уровня присутствуют практически во всех средних и малых городах Кемеровской области.
Следует отметить также, что практически в каждой территории на потребительском рынке присутствуют розничные сети местного уровня - то есть имеются два или более торговых объекта, которые находятся под одним управлением или используются под единым коммерческим обозначением. Например, в городе Юрге - ООО "Снегири", в городе Ленинске-Кузнецком - ООО "Оникс", в городе Прокопьевске - ООО "Радость".
За последние годы доля сетевой торговли в структуре оборота значительно выросла. Если по итогам 2010 года розничные торговые сети формировали 19,7 процента общего объема оборота розничной торговли, то в 2015 году - 32,7 процента.
В структуре оборота розничной торговли по хозяйствующим субъектам в анализируемом периоде отмечается устойчивая тенденция к росту доли крупных и средних коммерческих организаций (с 34 процентов в 2010 году до 47,6 процента в 2015 году) и малых предприятий (с 20,1 процента до 20,5 процента), сокращению доли рынков и ярмарок (с 5,5 процента до 2,3 процента) и индивидуальных предпринимателей вне рынка (с 36,2 процента до 22,8 процента).
В территориальном разрезе два самых крупных города Кемерово (в 2015 году - 31 процент) и Новокузнецк (28 процентов) формируют 59 процентов оборота розничной торговли. При этом на муниципальные районы приходится всего 9,7 процента товарооборота.
В последние годы отмечается инвестиционная активность в отрасли торговли. Объем инвестиций в основной капитал за 2014 год составил 12227 млн. рублей и увеличился по сравнению с 2013 годом на 44,3 процента.
За счет нового строительства и реконструкции в 2014 году было введено 123,6 тыс. кв. метров, из наиболее крупных торговых объектов - торгово-развлекательный центр "Планета" в городе Новокузнецке с торговой площадью 72,9 тыс. кв. метров и торговый центр "Победа" в городе Прокопьевск с торговой площадью 19,2 тыс. кв. метров.
В 2015 году такие тенденции не прослеживаются, за 9 месяцев 2015 года сумма инвестиций по отрасли составила всего 4967 млн. рублей, или 48,6 процента по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. В 2015 году введено всего 57,5 тыс. кв. метров торговых площадей.
Это связано как с удорожанием компонентов инвестиционного спроса в связи с изменением курсовых отношений, так и с высокой степенью неопределенности, высокими ставками кредитов для конечных заемщиков.
Несмотря на снижение темпов строительства и ввода в действие крупных объектов торговли, обеспеченность населения предприятиями отрасли в настоящее время составляет в среднем по Кемеровской области 808 кв. метров на 1 тыс. человек, или 149 процентов к нормативу минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (в 2010 году - 540 кв. метра, или 99,6 процента от норматива).
Оборот оптовой торговли Кемеровской области в 2014 году составил 616,6 млрд. рублей, что на 2 процента больше аналогичного периода прошлого года. В 2015 году в оптовой торговле также наметились тенденции снижения товарооборота, за январь-октябрь 2015 года оборот оптовой торговли области составил 537,1 млрд. рублей, что на 0,4 процента меньше аналогичного периода прошлого года.
По обороту оптовой торговли Кемеровская область занимает 2-е место в Сибирском федеральном округе после Новосибирской области.
В 2014 году на долю субъектов малого предпринимательства приходилось 19,4 процента оборота оптовой торговли, организаций оптовой торговли, не являющихся субъектами малого предпринимательства, - 53,2 процента, организаций других видов экономической деятельности - 27,4 процента.
В настоящее время в Кемеровской области функционирует более 13 тыс. хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров (за исключением производителей товаров). Только около 15 процентов предприятий имеют ассортимент в пределах 1000 наименований, у большей части предприятий узкий ассортимент до 200 наименований или специализированный. Общая складская площадь оптовых предприятий - более 500 тыс. кв. метров.
Развитие сети оптовых предприятий, в том числе логистических центров, продолжается. В 2014 году на базе потребительской кооперации Кемеровской области создан логический центр в пгт Итатский Тяжинского района. Данный центр обеспечивает сбор сельскохозяйственной продукции, в том числе овощей и картофеля, у местных производителей и ее реализацию в торговые предприятия.
В Кемеровской области идет строительство распределительного (логистического) центра компании "Магнит" на земельном участке общей площадью около 163 тыс. квадратных метров в селе Ягуново Кемеровского района.
На территории Кемеровской области наблюдается процесс сокращения числа розничных рынков в связи с переводом их в капитальные здания, введением запрета на реализацию алкогольной продукции, высокой конкуренцией с торговыми сетями и развитием ярмарочной торговли.
В 2015 году в Кемеровской области действует 28 розничных рынков (23 универсальных и 5 специализированных, из них 3 вещевых рынка, 1 продовольственный и 1 автомобильный рынок). В 2012 году количество рынков составляло 56 единиц, в 2013 году - 32 единицы, в 2014 году - 29 единиц.
Основными хозяйствующими субъектами на рынках по-прежнему остаются индивидуальные предприниматели (75,7 процента).
В настоящее время в Кемеровской области продолжает развиваться мелкорозничная торговля, несмотря на установленные законодателем ограничения. На всех территориях Кемеровской области утверждены схемы размещения нестационарных торговых объектов.
Ежеквартальный анализ развития малых форматов торговли Кемеровской области показывает, что количество нестационарных объектов увеличивается. Рост нестационарной торговли в третьем квартале 2015 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 45 процентов.
В настоящее время на территории Кемеровской области расположены 3303 объекта нестационарной торговли (киоски, павильоны, лотки), 258 - мобильных торговых объектов.
В основном в павильонах и киосках осуществляется реализация продовольственных товаров (1848 объектов), продукции общественного питания (326 объектов) и печатной продукции (412 объектов).