Недействующий

ЗАКОН

ТАЙМЫРСКОГО (ДОЛГАНО-НЕНЕЦКОГО) АВТОНОМНОГО ОКРУГА

от 27 сентября 2000 года N 17-100-ОкЗ

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ НАСЕЛЕНИЯ К ДЕЙСТВИЯМ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ И ПРОПАГАНДЫ ЗНАНИЙ В ЭТОЙ ОБЛАСТИ

(в ред. Закона ТАО от 18.05.2005 N 27-ОкЗ)

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Закона Красноярского края от 11.10.2007 N 3-548.
____________________________________________________________________



Принят
Думой
Таймырского (Долгано-Ненецкого)
автономного округа
27 мая 1999 года


Настоящий Закон создает правовую основу организации подготовки различных групп населения на территории округа к действиям в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера и пропаганде знаний в этой области, юридической ответственности должностных лиц и граждан, виновных в неисполнении его требований.

(в ред. Закона ТАО от 18.05.2005 N 27-ОкЗ)

 Статья 1. Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях


Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях - это целенаправленная деятельность органов государственной власти Таймырского автономного округа, предприятий, учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовых форм, по совершенствованию знаний и навыков населения, необходимых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Порядок подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях определяется Правительством Российской Федерации. Организация обучения населения способам защиты и действиям в указанных ситуациях - обязанность соответствующих органов исполнительной власти округа, предприятий, учреждений и организаций.

(в ред. Закона ТАО от 18.05.2005 N 27-ОкЗ)

Подготовке населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, среди мер по обеспечению безопасности и защиты населения, объектов хозяйственного и иного назначения и окружающей среды от аварий, катастроф, эпидемий, экологических, стихийных и иных бедствий отдается приоритетный характер.

Законодательной и нормативно-правовой основой организации подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях являются Конституция Российской Федерации, Закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Постановления Правительства Российской Федерации "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и "О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций", другие федеральные нормативно-правовые акты по этим вопросам и настоящий Закон.

 Статья 2. Принципы государственной политики в вопросах подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях


Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях основывается на следующих принципах:

- обязательность подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций для всех граждан;

- организация подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях по соответствующим возрастным и социальным группам;

- обучение населения тому, что необходимо для его выживания в экстремальных условиях и принципам разумных действий в чрезвычайных ситуациях;

- сознательность и активность обучения;

- использование передовых образовательных, культурных и патриотических традиций населения России, сложившихся в борьбе с различными бедствиями, положительного опыта зарубежных стран;

- системность, последовательность, наглядность и доступность обучения;

- формирование прочных знаний, навыков и умения действовать в чрезвычайных ситуациях у обучаемых;

- выработка морально-психологической стойкости, готовности к разумному риску при действиях в чрезвычайных ситуациях.

 Статья 3. Основные задачи подготовки населения округа к действиям в чрезвычайных ситуациях


Основными задачами подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях являются:

а) обеспечение необходимого уровня теоретической и практической подготовки всех категорий населения к разумному поведению в чрезвычайных ситуациях, возникших вследствие аварий, катастроф, экологических, стихийных и иных бедствий, и умелым действиям по ликвидации их последствий; оказанию пострадавшим от них первой медицинской помощи; использованию основных средств и способов защиты жизни и здоровья людей, материальных и культурных ценностей;

б) выработка у руководителей и специалистов органов исполнительной власти округа, предприятий, учреждений и организаций навыков по управлению действиями сил и средств, предназначенных для защиты населения, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

(в ред. Закона ТАО от 18.05.2005 N 27-ОкЗ)

в) практическая подготовка личного состава сил предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (аварийно-спасательных служб и формирований) к действиям в сложных экстремальных ситуациях;

г) обучение всех категорий населения соблюдению мер безопасности в чрезвычайных ситуациях.

 Статья 4. Система подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях


1. Система подготовки населения округа к действиям в чрезвычайных ситуациях - совокупность соответствующих органов управления, образовательных учреждений, учебно-методических центров, курсов, консультационных пунктов и кружков, создаваемых на хозяйственных и иных объектах и осуществляющих подготовку различных категорий населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях по месту их жительства, работы или учебы (в соответствии с утвержденными установленным порядком программами обучения и спецификой своего региона), а также используемых ими в этих целях форм, методов, приемов и способов обучения.

2. Подготовка различных категорий населения округа к действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется согласно рекомендованным программам:

а) населения, незанятого в производстве и сфере обслуживания, - путем проведения бесед, лекций, просмотра учебных кино-, видео-и диафильмов на консультационных пунктах, обязательно развертываемых при жилищно-эксплуатационных организациях, в классах и защитных сооружениях гражданской обороны, а также путем привлечения на комплексные учения и объектовые тренировки по месту жительства;

б) населения, занятого в сферах производства и обслуживания и не входящего в состав сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществляется путем проведения специальных занятий по месту работы и самостоятельного изучения действий в чрезвычайных ситуациях с последующим закреплением знаний и навыков на учениях и тренировках;

в) учащихся общеобразовательных учреждений и учреждений начального, среднего профессионального образования осуществляется в учебное время по образовательным программам в области защиты от чрезвычайных ситуаций, утверждаемым Министерством образования Российской Федерации и государственным Комитетом Российской Федерации по высшему образованию предварительно согласованным с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

г) руководителей и специалистов органов исполнительной власти округа - на ежегодных сборах и тренировках, проводимых начальником Гражданской обороны округа, а также в Академии гражданской защиты, согласно плану подготовки этих руководителей и специалистов, утверждаемых Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

д) руководителей, командно-начальствующего состава гражданских организаций гражданской обороны - в учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям округа по программам, рекомендованным или согласованным с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также в ходе учений и тренировок;

(в ред. п. 2, п. 3 Закона ТАО от 18.05.2005 N 27-ОкЗ)

е) руководителей, командно-начальствующего состава гражданских организаций гражданской обороны и работников предприятий, учреждений и организаций - на курсах гражданской обороны города и районов;

ж) работников предприятий, учреждений и организаций, входящих в состав аварийно-спасательных служб и формирований, военизированных и специализированных формирований постоянной готовности, дислоцированных в округе - в учебных заведениях повышения квалификации и переподготовки кадров, учебно-тренировочных центрах, центров подготовки соответствующих министерств и ведомств Российской Федерации;

з) работников предприятий, учреждений и организаций в составе гражданских организаций гражданской обороны - непосредственно по месту работы.

Исходя из местных условий, специфики производства отраслей и объектов экономики, по согласованию с начальником Гражданской обороны округа могут быть внесены необходимые изменения в установленную тематику занятий и время, отведенное для изучения отдельных тем.

 Статья 5. Командно-штабные, тактико-специальные и комплексные учения и тренировки по ликвидации чрезвычайных ситуаций


В целях проверки подготовленности населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций и повышения ее уровня, управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям администрации округа в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации, регулярно проводит на подведомственной территории командно-штабные, тактико-специальные и комплексные учения и тренировки.

При проведении командно-штабных учений в органах исполнительной власти округа в установленном порядке привлекаться оперативные группы военного округа, гарнизонов, соединений и воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации (расположенных на территории округа), внутренних войск и органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

(в ред. Закона ТАО от 18.05.2005 N 27-ОкЗ)

 Статья 6. Компетенция органов государственной власти округа в вопросах организации подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях


Органы государственной власти округа по вопросам подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях:

а) проводят в жизнь на территории округа федеральные указания по вопросам подготовки различных категорий населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

б) определяют орган исполнительной власти, ответственный за организацию, методическое руководство, координацию, надзор и контроль за подготовкой населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

в) принимают, в соответствии с федеральными законами, законы и иные нормативные правовые акты по подготовке населения;

г) разрабатывают и реализуют с учетом региональных социально-экономических, экологических, культурных, демографических и других особенностей окружные программы совершенствования подготовки населения;

д) формируют окружной бюджет в части расходов на подготовку населения, пропаганду знаний в этой области, предусматривая в обязательном порядке фонды развития системы подготовки населения и пропаганды, премирования их работников и соответствующие субсидии местным бюджетам;

е) устанавливают требования к расположенным на подведомственной территории предприятиям, учреждениям и организациям, ответственным за подготовку населения к действиям в чрезвычайных ситуациях и оказывают им помощь по вопросам оснащенности учебно-воспитательного процесса необходимыми средствами обучения и воспитания, учебными пособиями, надлежащего оборудования учебных помещений, центров, полигонов и натурных участков.


Статья 7. Утратила силу. - Закон ТАО от 18.05.2005 N 27-ОкЗ.

 Статья 8. Обязанности предприятий, учреждений и организаций в вопросах организации подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях


Предприятия, учреждения и организации, расположенные на территории округа, независимо от их организационно-правовых форм, в области подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях обязаны:

планировать и осуществлять необходимые меры по подготовке своих работников и работников подведомственных объектов способам защиты и действиям в составе сил, привлекаемых для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

организовывать специальную подготовку своих аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

финансировать проведение мероприятий по обучению своих работников и работников подведомственных объектов способам защиты и подготовки к действиям в чрезвычайных ситуациях.

 Статья 9. Государственный надзор и контроль за организацией и качеством подготовки населения округа к действиям в чрезвычайных ситуациях


Государственный надзор и контроль за организацией и качеством подготовки населения округа к действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется управлением по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям администрации округа в соответствии с настоящим законом.

Все аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, а также спасатели проходят специальную аттестацию на предмет определения их пригодности и готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях и проведению работ по их ликвидации в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации.

Слушатели окружного учебно-методического центра по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, курсов гражданской обороны города и районов округа по завершению подготовки сдают зачеты.

Качество подготовки других групп (категорий) населения, уровень их знаний и навыков проверяется в ходе учений, тренировок и комплексных проверок.

 Статья 10. Организация пропаганды знаний в области защиты населения, объектов хозяйственного и иного назначения, окружающей среды от чрезвычайных ситуаций


Организация пропаганды знаний в области защиты населения, объектов хозяйственного и иного назначения, окружающей среды от чрезвычайных ситуаций - обязанность специально уполномоченных органов исполнительной власти округа, предприятий, учреждений и организаций, а также общественных организаций и объединений, осуществляющих свою деятельность в области защиты и спасения людей.

(в ред. Закона ТАО от 18.05.2005 N 27-ОкЗ)

Порядок использования в этих вопросах средств массовой информации, являющихся собственностью округа или расположенных на территории округа, определяется специальной инструкцией, утверждаемой Губернатором Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа.

Общее руководство организацией пропаганды знаний в области защиты населения и подготовки его к действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляют начальники Гражданской обороны всех уровней. Непосредственными организаторами пропаганды являются управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям администрации округа и иные, специально уполномоченные органы (должностные лица).

 Статья 11. Порядок финансового и материально-технического обеспечения подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях и пропаганды знаний в этой области


Финансовое и материально-техническое обеспечение подготовки населения, проживающего на подведомственной территории, к действиям в чрезвычайных ситуациях и пропаганде знаний в этой области производится за счет средств уполномоченных на то окружных органов исполнительной власти и, средств соответствующих предприятий, учреждений, организаций.

(в ред. Закона ТАО от 18.05.2005 N 27-ОкЗ)

 Статья 12. Юридическая ответственность выборных лиц и граждан, виновных в невыполнении или недобросовестном исполнении предписаний настоящего законодательного акта


За невыполнение или недобросовестное исполнение предписаний настоящего Закона соответствующие должностные лица и граждане несут административную ответственность в порядке, установленном действующим законодательством.

 Статья 13. Вступление в действие настоящего Закона


Настоящий Закон вступает в силу с момента опубликования в окружной газете "Таймыр".


Губернатор
Таймырского (Долгано-Ненецкого)
автономного округа
Г.П.НЕДЕЛИН

     г. Дудинка
     27 сентября 2000 года
     N 17-100-ОкЗ

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»