Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ (с изменениями на: 24.12.2015)

II. Состояние и проблемы дополнительного образования детей


В Республике Бурятия 54% детей в возрасте от 5 до 18 лет занимаются в системе дополнительного образования.

Всего функционирует 178 учреждений, из них:

122 в системе образования;

53 школы искусства в системе культуры;

2 спортшколы в системе физкультуры и спорта.

В основном содержание дополнительных образовательных программ ориентировано на:

создание необходимых условий для личностного развития учащихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения;

удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом, научно-техническим творчеством;

формирование и развитие творческих способностей учащихся, выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся;

обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического, трудового воспитания учащихся;

формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;

подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

В последние годы отмечается рост заинтересованности семей в дополнительном образовании детей, в том числе на платной основе. Растет число детей дошкольного возраста, вовлеченных в дополнительные общеобразовательные программы. Заметно увеличилась мотивация семей и детей к участию в различных конкурсных мероприятиях. Возрастает активность подростков и молодежи в использовании образовательных ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет), в том числе массовых открытых онлайн-курсов, видеоуроков.

Ответом на растущий спрос стало увеличение количества реализуемых дополнительных образовательных программ. Образовательные инициативы активно предлагаются музеями, библиотеками, новыми общественными культурно-выставочными площадками, общественными организациями. Растет число коммерческих и некоммерческих организаций, разрабатывающих и реализующих проекты в сфере детского досуга и отдыха, образовательного туризма.

Активно развивается негосударственный сектор дополнительного образования, что отвечает интересам граждан и способствует привлечению в эту сферу инвестиций.

В дополнительном образовании детей расширяется применение новых образовательных форм (сетевое, электронное обучение и др.) и технологий (антропологических, инженерных, визуальных, сетевых, компьютерно-мультипликационных и др.).

Развивается рынок услуг и сервисов информального образования (образовательные онлайн-ресурсы, виртуальные читальные залы, мобильные приложения и др.).

Таким образом, сфера дополнительного образования детей создает особые возможности для развития образования в целом, в том числе для расширения доступа к глобальным знаниям и информации, опережающего обновления его содержания в соответствии с задачами перспективного развития страны. Фактически эта сфера становится инновационной площадкой для отработки образовательных моделей и технологий будущего, а персонализация дополнительного образования определяется как ведущий тренд развития образования в XXI веке.

Вместе с тем в республике, как и во всем государстве, существует ряд проблем, связанных с развитием дополнительного образования:

1. Муниципальное финансирование. В большинстве случаев финансирование образовательных программ происходит по "остаточному" принципу. У муниципалитетов не хватает финансовых средств для содержания и развития учреждений дополнительного образования.

2. Опасность сведения системы дополнительного образования до "вспомогательной" подсистемы общего или среднего профессионального образования при нечетком определении его специфической миссии и предмета работы. Существующие сейчас тенденции регламентации деятельности определения эффективности системы по сценарию школ и колледжей способствуют этому. Необходимо нормативное закрепление миссии и специфики дополнительного образования, субъектно-деятельностного подхода как методологического основания работы системы и инструмента оценки ее эффективности, порядка формирования нормативной базы учреждений.

3. Вырождение программ дополнительного образования в развлекательно-досуговые, коррекционные, репетиторские. Этому способствует отсутствие на данный момент уровневой дифференциации программ дополнительного образования. Поэтому необходима дифференциация норматива финансирования в зависимости от уровня программы.

Таким образом, перспективы развития дополнительного образования состоят в развитии особой нормативно-управленческой системы, создающей условия для широкого развития инноваций на основе социальных механизмов межведомственного взаимодействия. Она должна быть ориентирована на привлечение и создание условий для работы специалистов из разных отраслей, поддержки педагогических школ, сложившихся в системе. Главный результат реализации дополнительных образовательных программ должен состоять в повышении личностных результатов учащихся, которые могут быть зафиксированы с помощью комплекса диагностических методик, основанных на субъектно-деятельностном подходе.