Эффективное использование потенциала дополнительного образования детей предполагает выстраивание ответственной политики в этой сфере посредством принятия современных, научно обоснованных решений как в области содержания и технологий, так и в части разработки управленческих и экономических моделей.
Дополнительное образование в Республике Бурятия должно развиваться по принципам, прописанным в Концепции развития дополнительного образования Российской Федерации (распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 N 1726-р), а также опираться на принципы, актуальные для региона:
принцип гуманизма - утверждение непреходящей ценности общекультурного человеческого достоинства, внимания к историческим ценностям региона, их значимости для развития искусства, науки, культуры;
принцип демократизма - свободный выбор видов и сфер деятельности;
принцип дифференциации - ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка;
принцип системности - преемственность знаний;
принцип единства обучения, воспитания, развития;
принцип сотрудничества - признание ценности совместной деятельности детей и взрослых;
принцип природосообразности - учет возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей обучающихся при включении их в различные виды деятельности;
принцип культуросообразности - ориентация на потребности общества и личности обучающегося, единство человека и социокультурной среды, адаптацию детей к современным условиям жизни общества.
Проектирование и реализация дополнительных общеобразовательных программ должны строиться на следующих основаниях:
свобода выбора образовательных программ и режима их освоения;
соответствие образовательных программ и форм дополнительного образования возрастным и индивидуальным особенностям детей;
вариативность, гибкость и мобильность образовательных программ;
разноуровневость (ступенчатость) образовательных программ;
модульность содержания образовательных программ, возможность взаимозачета результатов;
ориентация на метапредметные и личностные результаты образования; творческий и продуктивный характер образовательных программ;
открытый и сетевой характер реализации.