В современном обществе все больше растет понимание необходимости восстановления духовных основ жизни, сохранения и приумножения культуры своего народа, бережного отношения к окружающей среде. Увеличивается роль психологического, личностного фактора в жизни и профессиональной деятельности, приходит осознание важности постоянного самообразования и творческого совершенствования. Решение этих задач во многом зависит от эффективного использования возможностей дополнительного образования, которое становится важным фактором гуманизации всей системы образования.
Главным звеном в системе образования выделяются государственные образовательные стандарты как гаранты системности и управляемости. Именно в этом пункте заложены основные проблемы утверждения и дальнейшего развития учреждений и программ дополнительного образования детей в системе государственного образования. Отсутствие стандартов в дополнительном образовании детей оценивалось специалистами преимущественно как его сила и привлекательность, существенное отличие от школы, но с началом процедур аттестации и аккредитации отсутствие стандартов и требований к содержанию программ дополнительного образования детей привело к хаосу, субъективному экспериментированию.
Дополнительное образование должно дать право человеку на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков.
Для понимания места дополнительного образования детей в современной системе общего образования необходимо воспроизвести его реальное пространство и статус; оценить его особую роль в общем образовании детей; показать существующие и возможные виды соорганизации дополнительного образования детей в системе общего образования.
Учреждения дополнительного образования детей - благодатная почва для личностного развития ребенка. Несомненное их преимущество в сравнении с другими видами образования проявляется в следующих характеристиках:
- свободный выбор деятельности, определяющий индивидуальное развитие человека;
- вариативность содержания и форм организации образовательного процесса;
- доступность знания и информации для каждого;
- адаптивность к возникающим изменениям.
Направленность на личностное развитие задает специфические функции и результат дополнительного образования и делает его необходимой и неотъемлемой частью образовательной системы, позволяющих достигать высоких личностных результатов обучения.
Концепция развития дополнительного образования детей в Республике Бурятия (далее - Концепция) направлена на воспитание, личностное развитие, реализацию политики государства по профориентации детей и молодежи в области актуальных для республики профессий.
Можно выделить три главных аспекта в значении и ценности дополнительного образования в республике:
- индивидуализация - это работа учебных групп дополнительного образования детей, которая строится на основе конкретного предмета (танцы, моделирование, спорт, окружающая среда и др.) и нацелена на освоение учащимися определенного вида деятельности;
- полипрофессиональная образовательная среда. Вокруг предмета складывается такое сообщество, которое трудно создать в школе или на производстве. Это ученые, спортсмены, культурные деятели и т.д.;
- новые несистемные практики, образующие нишу широкой социокультурной инновационной деятельности. Гибкость нормативной системы дополнительного образования позволяет такие практики воплощать в жизнь.
Дополнительное образование является специфическим культурным явлением не только Республики Бурятия, но и всей страны в целом, поэтому оценивать его целесообразность или эффективность не имеет смысла. Это то явление, которое прочно вошло в наш менталитет, поэтому на данном этапе необходимо искать реальные пути синтеза прошлого и будущего.
Такое образование принципиально расширяет возможности человека, предлагая большую свободу выбора, чтобы каждый мог определять для себя цели и стратегии индивидуального развития. Оно направлено на обеспечение персонального жизнетворчества обучающихся в контексте позитивной социализации как в настоящее время, так и на перспективу в плане их социально-профессионального самоопределения, реализации личных жизненных замыслов и притязаний. Поэтому его центральной задачей должно стать развитие субъектности учащихся, т.е. направленность на достижение самостоятельно поставленных целей и задач в деятельности при имеющихся социокультурных условиях, характере склонностей, структуре способностей человека и освоенности им способов деятельности.
Именно направленность на личностное развитие задает специфические функции и результат дополнительного образования и делает необходимой и неотъемлемой частью образовательной системы, позволяющей достигать высоких личностных результатов обучения. Личностные результаты не могут основываться на компетентностном подходе, а определяются развитием ценностных оснований учащихся.
В дополнительном образовании детей познавательная активность личности выходит за рамки собственно образовательной среды в сферу самых разнообразных социальных практик. Становясь членами высоко мотивированных детско-взрослых образовательных сообществ, дети и подростки получают широкий социальный опыт конструктивного взаимодействия и продуктивной деятельности. В этих условиях дополнительное образование осознается не как подготовка к жизни или освоение основ профессии, а становится основой непрерывного процесса саморазвития и самосовершенствования человека как субъекта культуры и деятельности.
На сегодняшний день в Республике Бурятия в условиях информационной активности дополнительное образование детей может стать инструментом формирования ценностей, мировоззрения, гражданской идентичности подрастающего поколения, адаптивности к темпам социальных, гражданских и технологических перемен.