Фактор | 2013 год | 2020 год | |
Факт | Оптимистический сценарий | Пессимистический сценарий | |
Конкурентоспособность отечественных товаров | Низкая конкурентоспособность российских товаров на внешнем и внутреннем рынках. Невысокие темпы развития "несырьевых" предприятий в области внешнеэкономической деятельности | Повышение конкурентоспособности продукции российских фирм за счет более гибкой системы технических требований и гармонизации национальных и международных требований. В результате усилившейся конкуренции будет расширяться выбор товаров и услуг, снижаться цены на них и возрастать их качество | Россия лишится возможности защиты товаропроизводителей - тариф будет связан, субсидии ограничены. Продукция будет преимущественно импортироваться, а экономика России будет существовать за счет участия в реализации интересов других государств. Экспортировать, кроме товаров с низкой добавленной стоимостью, будет нечего |
Степень открытости рынков для России | Против России применяется более 100 мер дискриминационного характера, общий прямой ущерб от которых оценивается в 3 - 4 млрд долл. США. Доступ на рынки становится проблемой экономической безопасности страны | Расширение зоны мировой торговли, т.е. возможности расширения рынков для российских товаров; устранение дискриминации. Россия сможет вести переговоры по улучшению условий доступа на рынки - снижению тарифов, снятию ограничений на поставку услуг. Россия получит доступ к квази-судебной системе разрешения споров ВТО и к возможности принудительного исполнения решений. Участие в ВТО позволит увеличить поставки традиционно экспортируемых продуктов (в НГХК - нефть, каучуки, минеральные удобрения). В российском экспорте вырастет доля товаров с высокой добавленной стоимостью | Антидемпинговые меры против традиционно экспортируемой продукции России сохранятся. В противостоянии усилившемуся импорту не останется финансовых ресурсов на увеличение объемов экспорта продукции высокой степени переработки |
Степень влияния на правила международной торговли | Россия изолирована от участия в разработке новых правил международной торговли. Ее интересы в этой работе не учитываются. В результате могут быть приняты решения, ставящие под угрозу стратегические интересы страны (например, это касается таких новых для ВТО вопросов, как торговля и окружающая среда (экологический демпинг), торговля и социальные вопросы (социальный демпинг), особые правила торговли энергоносителями) | Россия сможет принять участие в выработке новых правил международной торговли, с учетом ее текущих и стратегических интересов | Участие в выработке правил международной торговли будет носить формальный характер |
Приток иностранных инвестиций в экономику России | Достаточно низкий уровень инвестиций в российскую экономику | Повышение инвестиционной привлекательности экономики России. Приток финансовых средств в страну повлечет за собой создание дополнительного числа рабочих мест, увеличение налоговых поступлений в государственную казну и получение Россией доступа к современным технологиям | Будет выгоднее ввозить в Россию, а не инвестировать в российскую экономику |
Состояние экономики России к 2020 году будет зависеть во многом от наличия инструментов защиты внутреннего рынка. Особенно это актуально в отношении стран - членов ВТО (по состоянию на 26 апреля 2015 года их насчитывалось 161).
Функции по защите интересов России при рассмотрении торговых споров в рамках ВТО возлагаются на постоянное представительство Российской Федерации при ВТО со штаб-квартирой в г. Женеве. В то же время инициировать конкретные меры поддержки и защиты внутреннего рынка должны сами производственные агенты (через отраслевые союзы или правительственные структуры), которые непосредственно сталкиваются с издержками международных торговых соглашений в своей деятельности.
Чтобы выявлять те или иные проблемы, связанные с демпингом иностранных конкурентов, возросшим импортом аналогов производимой в стране продукции, фактами дискриминации российских товаров, необходим мониторинг показателей товарного рынка в рамках ВТО и Таможенного союза.
Подобная работа начата Центром ВТО при Институте дополнительного профессионального образования КНИТУ-КХТИ, но она ориентирована на предприятия Камского кластера "ИННОКАМ". В результате маркетинговых исследований до предприятий и организаций кластера будет доведена информация о фактически действующих импортных таможенных пошлинах в странах-членах ВТО и Таможенного союза в части продукции, производимой предприятиями и организациями кластера, и даны рекомендации по их экспортной ориентации.
Это лишь часть большой работы, которую необходимо организовать в Республике Татарстан в ближайшее время. Она должна быть расширена, систематизирована и поставлена на постоянную основу.
В целях достижения уровня развития, максимально приближенного к оптимистическому сценарию (Таблица 9.4), требуется предусмотреть создание системы защиты интересов предприятий в условиях ВТО и Таможенного союза.
В отношении НГХК республики рекомендуется:
1. Министерству промышленности и торговли Республики Татарстан разработать и внедрить региональную систему мониторинга импорта товаров в Россию совместно с Центром ВТО при Институте дополнительного профессионального образования КНИТУ-КХТИ и предприятиями промышленности Республики Татарстан.
2. Предприятиям нефтегазохимического комплекса Республики Татарстан пересмотреть свою активность в отраслевых объединениях производителей с целью выработки на федеральном и международном уровне конструктивных решений, нацеленных на улучшение условий внешней среды.
Особое влияние вступление России в ВТО оказало на шинную индустрию. На сегодняшний день существует достаточное количество барьеров на пути развития шинной отрасли и экспорта продукции на мировые рынки:
- отсутствие обязательной сертификации на соответствие национальным стандартам качества для поставщиков автомобильных шин в Россию,
- отсутствие закрепленной законодательством национальной системы утилизации изношенных шин.
Указанные проблемы не раз освящались предприятиями шинного комплекса ПАО "Татнефть". На данный момент уже ведутся работы по указанным направлениям. В частности, шинный комплекс сотрудничает с Ассоциацией производителей шин в России по вопросам:
- регулирования сезонного использования шин,
- противодействия инициативе автопроизводителей о снижении ставок ввозных таможенных пошлин на шины для промышленной сборки и установлении их на уровне 5%,
- организации единой системы утилизации использованных шин.
В рамках решаемых вопросов предлагается разработать Технический регламент Таможенного союза "О безопасной эксплуатации шинной продукции", в котором будут зафиксированы требования, которым должна соответствовать эксплуатируемая в странах Таможенного союза шинная продукция, а также организации, которые имеют полномочия проводить испытания на соответствие сертифицируемой продукции существующим требованиям. Однако разработка данного регламента требует принятия во внимание особенностей климатической и дорожной специфики нашей страны.
Готовится и согласовывается система поправок, призванных защитить интересы производителей шин, в том числе при участии в работе Комиссии по экологии Социальной платформы ВПП "Единая Россия".
Помимо этого, в ближайшее время намечено проведение работ по формированию некоммерческого партнерства по управлению утилизацией шин.
Несмотря на это, некоторые направления требуют дальнейшей работы и внимания:
- уточнение системы требований, определяющих порядок сбора и предварительного хранения шин до момента направления их на утилизацию,
- выделение участков для хранения принимаемых на утилизацию шин,
- расширение допустимого временного интервала для организованного промежуточного хранения собранных шин до момента начала их утилизации,
- разработка программы по широкому и экологически безопасному использованию продуктов переработки утилизируемых шин,
- внедрение новейших технологий и поиск новых направлений использования продуктов переработки шин.