Действующий

О ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ НЕФТЕГАЗОХИМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НА 2015 - 2019 ГОДЫ



  Рисунок 6.4. Структура мирового потребления сжиженного природного газа


Источник: Презентация на II Международном форуме "Большая Химия" 23 - 24 мая 2013 г. Т.П.Вьюгиной "Создание сети локальных среднетоннажных производств СПГ на базе НГХ производств Республики Башкортостан".

Внутреннее потребление топлива в России оценивается в 1 млрд т.у.т. Замена 1% условного топлива на СПГ обеспечивает потребность в СПГ в 6 млн тонн в год (8,4 млрд куб. м природного газа).

Европейский Союз опубликовал пакет предложений, направленных на развитие европейской инфраструктуры заправки транспортных средств альтернативными видами топлива и энергии. Разработчики стратегии предлагают установить минимальное количество заправочных/зарядных станций для каждой страны Евросоюза и максимальный шаг их строительства вдоль автомагистралей:

- для СПГ этот шаг составит не более 400 км;

- для КПГ этот шаг составит не более 150 км.

К 2020 году на каждые 1000 км автомагистралей должны быть построены минимум 7 АГНКС и 3 крио-АЗС (на СПГ).

Согласно методике Евросоюза, в России нужно построить не менее 4 тысяч заправочных станций для КПГ и СПГ. При этом потребность в газомоторном топливе составит не менее 5,7 млрд куб. м (н.у.), в том числе потребность в СПГ не менее 1,4 млн тонн (1,87 млрд куб. м (н.у.)).

Стратегическая значимость формирования рынка производства и потребления СПГ и КПГ:

1. Ускоренное экономическое развитие региона за счет развития современной сельскохозяйственной и промышленной базы страны - главного потребителя энергоресурсов.

2. Формирование современной, надежной и экономически эффективной системы снабжения энергоносителями промышленных и сельскохозяйственных предприятий, объектов жилищно-коммунальной и социальной инфраструктуры для формирования инвестиционно привлекательной и конкурентоспособной экономики регионов.

3. Необходимость в опережающем создании в регионе современной энергетической, транспортной и жилищно-коммунальной инфраструктуры как непременное условие привлечения инвесторов и высококвалифицированных кадров.

4. Повышение уровня социального развития региона (газификация отдаленных районов, формирование новых рабочих мест и социальной инфраструктуры, сокращение затрат на услуги ЖКХ и автомобильное топливо и т.д.).

5. Современный подход к вопросам экологии, строительство экологически чистых производств и объектов промышленной и социальной инфраструктуры, естественное сокращение затрат на экологические нужды и охрану окружающей среды.

Цели развития рынка потребления СПГ и КПГ:

1. Существенное увеличение уровня газификации субъектов республики.

2. Формирование современной инфраструктуры ЖКХ за счет модернизации существующих объектов и ввода в строй новых, оснащенных современным котельным и когенерационным оборудованием, использующим СПГ и КПГ в качестве топлива.

3. Формирование новых энергетических площадок как базиса для развития современной промышленной базы регионов.

4. Экономическое и промышленное развитие региона за счет строительства производственных мощностей и объектов инфраструктуры системы производства и потребления СПГ, привлечения инвесторов и квалифицированных кадров.

5. Стимулирование развития сельского хозяйства за счет энергообеспечения животноводческих хозяйств, сокращения затрат на топливо при использовании СПГ/КПГ и, как следствие, снижения себестоимости продукции, увеличения рентабельности сельскохозяйственной отрасли.

6. Развитие транспортной системы за счет использования экономичного и экологичного топлива на автомобильном транспорте, в том числе муниципальном и общественном. Создание новых автотранспортных предприятий.

7. Улучшение экологической ситуации за счет использования экологически чистого топлива.

Наряду с крупнейшими мировыми производителями автомобильной техники разработками газобаллонной техники заняты и отечественные производители (ОАО "АвтоВАЗ", ОАО "КАМАЗ", группа ГАЗ). Линейка разработанной техники, работающей на КПГ и СПГ, способна полностью перекрыть потребность регионов в общественном и муниципальном транспорте, в грузовой, строительной и уборочной технике (коммунального назначения). Объемы производства такого рода техники в настоящий момент ограничены локальным спросом в связи с отсутствием сети топливных заправок и низкой доступностью КПГ и СПГ на широком потребительском рынке.

Субсидирование регионов за счет средств федерального бюджета на приобретение автомобильного транспорта на КПГ и СПГ - один из способов формирования рынка потребления газомоторного топлива. Ожидаемый эффект от государственной поддержки:

- формирование устойчивого спроса на КПГ и СПГ;

- поддержка отечественного автомобилестроения, увеличение производства за счет формирования новой продуктовой линейки;

- экономия денежных средств (в том числе местных бюджетов) за счет снижения затрат на топливо;

- замена парка общественного и муниципального транспорта с устаревших автомобилей на новые отечественные, использующие КПГ и СПГ;

- улучшение экологической обстановки за счет существенного сокращения вредных выбросов в атмосферу.