Действующий

О ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ НЕФТЕГАЗОХИМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НА 2015 - 2019 ГОДЫ

9.4. ПОВЫШЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА НА ДЕЙСТВУЮЩИХ МОЩНОСТЯХ


Повышение производительности труда является одним из ключевых факторов, которые обеспечат качественный экономический рост и усиление конкурентоспособности Татарстана. С учетом того, что нефтехимический комплекс (наряду с машиностроительным) является драйвером роста экономики республики, Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.11.2014 N 901 Государственная программа "Экономическое развитие и инновационная экономика Республики Татарстан на 2014 - 2020 годы" дополнена Подпрограммой "Повышение производительности труда на предприятиях Республики Татарстан на 2015 - 2020 годы". В основу данной Подпрограммы легли предложения, сформированные в Программе "Повышение производительности труда на предприятиях машиностроительного и нефтехимического комплексов Республики Татарстан на 2013 - 2016 годы" (утратила силу после принятия подпрограммы).

В утратившей силу Программе были определены цели и задачи Республики Татарстан в области повышения производительности труда в машиностроительном и нефтехимическом комплексах на предстоящий период, а также приоритеты, ориентиры и механизмы регионально-отраслевой политики, обеспечивающие достижение намеченных целей.

Для детализированного анализа производительности труда на уровне отдельных компаний нефтехимического комплекса Татарстана были исследованы наиболее перспективные и значимые из них:

- ПАО "Нижнекамскнефтехим",

- ОАО "Казанский завод синтетического каучука",

- ПАО "Казаньоргсинтез",

- шинный комплекс ПАО "Татнефть" (ОАО "Нижнекамскшина", ООО "Нижнекамский завод грузовых шин", ООО "Нижнекамский завод шин ЦМК", ОАО "Нижнекамсктехуглерод"),

- ПАО "Нэфис Косметикс",

- ОАО "Химический завод им. Л.Я.Карпова",

- ОАО "Татхимфармпрепараты".

Для каждой компании был определен текущий уровень производительности труда, проведено его сравнение с аналогичными российскими и зарубежными компаниями сектора. Кроме того, проведено исследование нефтехимического кластера республики, поскольку от существующих в нем инфраструктурных, вспомогательных, административных и регулятивных элементов зависит развитие производительности компаний.

Для определения перспективных направлений развития нефтехимического кластера Республики Татарстан проведена экспертная оценка привлекательности и реализуемости видов потенциальной специализации кластеров и применен метод портфельного анализа. В данном методе для определения привлекательности оценивались параметры создания добавочной стоимости, качество и количество создаваемых рабочих мест. Для определения реализуемости оценивались критическая масса (т.е. текущий уровень концентрации данного вида производств в республике), ресурсная база (доступность сырья для переработки), наличие в республике современных технологий международного уровня по данному направлению и наличие необходимых кадров и компетенций.

На основе проведенных исследований разработаны мероприятия (с определением ответственных исполнителей, объемов и источников финансирования) и рекомендации для предприятий по повышению производительности труда.

Одним из мероприятий Программы был предусмотрен отбор предприятий (по одному нефтехимическому и машиностроительному) в качестве пилотного для реализации проекта по повышению производительности труда. Среди нефтехимических предприятий пилотным определено ОАО "Химический завод им. Л.Я.Карпова", на котором по результатам проведенного аудита резервов роста производительности труда сформированы проекты по повышению технологической эффективности, реструктуризации предприятия, обеспечивающие повышение производительности труда на 41% при условии их успешной реализации.

Координатором Программы, выполняющим функции республиканского центра повышения производительности труда и консалтинговой организации для реализации пилотных проектов по повышению производительности труда, определен ГАУ "Центр энергосберегающих технологий при Кабинете Министров Республики Татарстан" (далее - Центр).

В сети интернет запущен специализированный ресурс по вопросам повышения производительности труда в домене ppt.tatarstan.ru на портале Правительства Республики Татарстан, поддерживается интернет-страница по повышению производительности труда на сайте Центра энергосберегающих технологий - cet.tatarstan.ru. На ресурсе также доступны Методические рекомендации по повышению производительности труда, разработанные центром и предназначенные для содействия в подготовке специалистами предприятий комплексных проектов по повышению конкурентоспособности и операционной эффективности.

Предприятиями НГХК в течение ряда лет ведется планомерная работа по повышению конкурентоспособности: реализуются программы оптимизации издержек, программы энергосбережения и повышения энергоэффективности, программы качества, планы мероприятий по повышению эффективности производств и техническому переоснащению. Некоторыми предприятиями разработаны и реализуются программы повышения производительности труда.

Так, ПАО "Татнефть", начиная с 2005 года, реализует корпоративную программу повышения производительности труда. В результате данной программы в нефтепереработке выработка на 1 человека уже в 2012 году выросла на треть к уровню 2006 года, оптимизирована численность компании, обеспечивающие услуги выведены на аутсорсинг.

С 2012 года в ПАО "Казаньоргсинтез" утверждается план мероприятий, направленных на повышение эффективности производств. По оценочным данным, ежегодный эффект от его реализации составляет около 120 млн рублей.

ПАО "Нижнекамскнефтехим" заключен договор с ЗАО "Стратеджи Партнерс Групп" на разработку программы повышения производительности труда с 2014 по 2016 годы за счет организационных преобразований. Среди мероприятий программы установка оборудования автоматической линии брикетоукладки и лентообвязывания в цехах приемки, упаковки и комплектации на заводах бутилкаучука и синтетического каучука, что оптимизирует эти процессы и позволяет ликвидировать тяжелый физический труд.

В республике ведется мониторинг повышения производительности труда в отраслевом аспекте. Данные мониторинга приведены в таблице (Таблица 9.5).