Действующий

О ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ НЕФТЕГАЗОХИМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НА 2015 - 2019 ГОДЫ


  Рисунок 3.4. Сырье в наличии, пиролиз и спрос на конечную продукцию, млн тонн


Источник: План развития газо- и нефтехимии России на период до 2030 года.

Эксперты также выделяют следующие факторы, сдерживающие развитие химии и нефтехимии:

- технологическая отсталость в ряде секторов химической промышленности и высокий износ основных фондов из-за недостаточной инвестиционной активности в предыдущие годы;

- неразвитость внутреннего рынка, отставание России от среднемирового уровня в объемах потребления нефтегазохимической продукции;

- относительно низкий по сравнению с агротехническими нормами уровень потребления минеральных удобрений отечественными агропромышленными предприятиями;

- ограничение доступа российской химической продукции на рынки отдельных зарубежных стран, ухудшение конъюнктуры мирового рынка в условиях ужесточения конкуренции;

- несоответствие имеющейся транспортной инфраструктуры экспортному потенциалу отрасли;

- предельный уровень загрузки мощностей по базовым видам нефтегазохимической продукции, что требует создания новых мощностей и расширения существующих;

- отсутствие резерва современных мощностей по производству ряда видов пластмасс и другой химической продукции;

- недостаточные темпы внедрения инновационных технологий с использованием химической продукции в смежных областях (строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, автомобилестроение и другие).

Недостаточный уровень технологического развития нефтегазохимического сектора ведет к снижению конкурентоспособности за счет более высокой энергоемкости производств, низкой материалоотдачи, отставанию от стран - лидеров мировой химической промышленности по производительности труда.

В последние годы усилилось внимание к вопросам развития нефте- и газохимии со стороны федеральной государственной власти. Регулярно проводятся совещания под председательством В.В.Путина по вопросам развития нефте- и газохимии в России. Министерством энергетики Российской Федерации Приказом от 01.03.2012 N 79 утвержден "План развития газо- и нефтехимии России на период до 2030 года" (далее - План), в дополнение Министерством промышленности и торговли Российской Федерации разработана "Стратегия развития химического комплекса до 2030 года" (далее - Стратегия). План определяет основные стратегические цели, а также направления, механизмы и инструменты их достижения на базе реализации крупных инвестиционных проектов в области получения полимеров и каучуков. Стратегия направлена на создание условий для обеспечения конкурентоспособности химической промышленности, что позволит значительно увеличить вклад отрасли в национальную экономику, снизить долю импорта в потреблении химической продукции, поднять уровень производительности в отрасли и создать новые высокопроизводительные рабочие места.

Основной упор делается на формирование и развитие в стране химических и нефтехимических кластеров и индустриальных парков, которые помогут решить задачи по созданию конкурентоспособных производств, развитию инфраструктуры и росту спроса на нефтегазохимическую продукцию. Планом определены 6 ключевых географически объединенных кластеров: Западно-Сибирский, Волжский, Каспийский, Северо-Западный, Восточно-Сибирский, Дальневосточный. Производственным ядром каждого из кластеров должны стать крупные пиролизные мощности с последующей линейкой производств пластмасс, каучуков и продуктов органического синтеза и их переработки в полуфабрикаты и конечные изделия для потребительского рынка.

Помимо этого, документы предполагают меры поддержки комплекса со стороны государства:

- совершенствование технического регулирования в сфере деятельности нефтегазохимических организаций, включая разработку соответствующего технического регламента, перечня сводов, правил и национальных стандартов, гармонизированных с международными нормами и правилами в сфере нефтегазохимии, актуализацию нормативных правовых актов и нормативно-технических документов в сфере градостроительной деятельности, а также в сфере промышленной и пожарной безопасности;

- изменение стандартов потребления конечной нефтегазохимической продукции, в первую очередь, в жилищном и автодорожном строительстве;

- административная поддержка по развитию отрасли, включая создание специальной комиссии при Правительстве Российской Федерации, выполняющей функции "одного окна" по поддержке развития отрасли;

- поддержка экспорта в интересах российских производителей (например, в части отмены квот или снижения пошлин на российскую нефтегазохимическую продукцию; предоставления долгосрочного экспортного кредитования; возмещения из федерального бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях);

- исключение нерыночных механизмов распределения легкого углеводородного сырья, в том числе отмена государственного регулирования оптовых цен и объемов при поставках СУГ населению;

- разработка программ предоставления кредитов под сниженную процентную ставку (не более 7%) и на долгосрочный период, а также предоставления государственных гарантий Российской Федерации по привлеченным нефтегазохимическими организациями кредитам;

- разработка предложений по предоставлению "налоговых каникул", предусматривающих снижение или отмену отдельных видов налогов на время окупаемости проектов.

В 2015 году планируется осуществить актуализацию Плана и утвердить Стратегию в соответствии с изменившимися условиями и планами крупнейших компаний страны в сфере химии и нефтехимии.

ОАО НК "Роснефть" - лидер российской нефтяной отрасли и крупнейшая публичная нефтегазовая компания мира. Стратегическими приоритетами компании являются:

1. Развитие шельфовых проектов:

- разработка месторождения "Победа" в Карском море (с запасами нефти в 130 млн тонн и свободного газа в 396 млрд куб. м);

- проект "Сахалин-1" - запуск месторождения Аркутун-Даги;

- проект "Северная оконечность месторождения Чайво";

- проекты на шельфе арктических морей;