Действующий

О ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ НЕФТЕГАЗОХИМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НА 2015 - 2019 ГОДЫ


  Рисунок 9.9. Инновационная инфраструктура Республики Татарстан в 2014 году


В краткосрочной перспективе руководство фонда намерено концентрировать усилия на поддержке инновационной деятельности крупных и средних компаний, а в дальнейшем инвестировать в стартапы. Среди особенностей фонда можно выделить:

- помощь в получении государственных гарантий до 50% залоговых обязательств;

- помощь в открытии кредитных линий напрямую от ОАО "МСП Банка" или Внешэкономбанка;

- оказание содействия в "упаковке" инновационных проектов, нетворкинге и снижении административных барьеров при их реализации.

Следует отметить, что в настоящее время в России не сформировался стабильный спрос на инновации со стороны промышленности, национальная инновационная система в стране находится на стадии формирования. В стране сохраняется ряд проблем, замедляющих инновационное развитие экономики России. Среди них можно выделить:

- низкая эффективность взаимодействия предприятий и органов государственной власти с российскими научными организациями, а также низкая эффективность внедрения в промышленность результатов НИОКР;

- высокие ставки по кредитам в банках на инвестиционные и особенно, инновационные цели;

- дефицит квалифицированных рабочих кадров в сфере инновационного бизнеса, а также студентов научных и инженерных специальностей;

- недостаточная доля инновационных проектов в числе проектов, реализуемых в зонах опережающего развития;

- низкая доля государственных расходов на инновационную деятельность в ВРП;

- низкий уровень финансирования НИОКР частным сектором экономики при отсутствии эффективных механизмов государственного стимулирования инновационной активности предприятий (как со стороны федеральных органов государственной власти, так и региональных);

- высокие административные барьеры;

- высокая налоговая нагрузка для предприятий на начальных стадиях осуществления инновационной деятельности;

- высокий уровень коррупции в стране на всех стадиях организации и ведения бизнеса;

- низкая доля малых и средних предприятий в общем числе инновационно активных предприятий;

- низкий показатель патентных заявок;

- низкий уровень коммерциализации профессорско-преподавательским и исследовательским составом собственных разработок;

- дефицит компаний, оказывающих специализированные услуги для инновационных предприятий;

- недостаточный контроль над инновационными объектами, включая стадию инвестирования и мониторинг данных.

Перечисленные проблемы формируют следующий перечень задач, которые необходимо решить в рамках развития инновационной деятельности в Республике Татарстан:

- увеличение объемов финансирования НИОКР частным бизнесом;

- снижение административных барьеров;

- снижение налоговой нагрузки на предприятия на начальных стадиях осуществления ими инновационной деятельности;

- создание условий для увеличения числа малых и средних инновационных предприятий;

- повышение качества подготовки кадров инженерных и научных специальностей;

- развитие предпринимательских способностей у студентов, аспирантов, профессорско-преподавательского состава;

- увеличение количества патентных заявок;

- повышение степени коммерциализации профессорско-преподавательским и исследовательским составом собственных разработок;