В краткосрочной перспективе руководство фонда намерено концентрировать усилия на поддержке инновационной деятельности крупных и средних компаний, а в дальнейшем инвестировать в стартапы. Среди особенностей фонда можно выделить:
- помощь в получении государственных гарантий до 50% залоговых обязательств;
- помощь в открытии кредитных линий напрямую от ОАО "МСП Банка" или Внешэкономбанка;
- оказание содействия в "упаковке" инновационных проектов, нетворкинге и снижении административных барьеров при их реализации.
Следует отметить, что в настоящее время в России не сформировался стабильный спрос на инновации со стороны промышленности, национальная инновационная система в стране находится на стадии формирования. В стране сохраняется ряд проблем, замедляющих инновационное развитие экономики России. Среди них можно выделить:
- низкая эффективность взаимодействия предприятий и органов государственной власти с российскими научными организациями, а также низкая эффективность внедрения в промышленность результатов НИОКР;
- высокие ставки по кредитам в банках на инвестиционные и особенно, инновационные цели;
- дефицит квалифицированных рабочих кадров в сфере инновационного бизнеса, а также студентов научных и инженерных специальностей;
- недостаточная доля инновационных проектов в числе проектов, реализуемых в зонах опережающего развития;
- низкая доля государственных расходов на инновационную деятельность в ВРП;
- низкий уровень финансирования НИОКР частным сектором экономики при отсутствии эффективных механизмов государственного стимулирования инновационной активности предприятий (как со стороны федеральных органов государственной власти, так и региональных);
- высокие административные барьеры;
- высокая налоговая нагрузка для предприятий на начальных стадиях осуществления инновационной деятельности;
- высокий уровень коррупции в стране на всех стадиях организации и ведения бизнеса;
- низкая доля малых и средних предприятий в общем числе инновационно активных предприятий;
- низкий показатель патентных заявок;
- низкий уровень коммерциализации профессорско-преподавательским и исследовательским составом собственных разработок;
- дефицит компаний, оказывающих специализированные услуги для инновационных предприятий;
- недостаточный контроль над инновационными объектами, включая стадию инвестирования и мониторинг данных.
Перечисленные проблемы формируют следующий перечень задач, которые необходимо решить в рамках развития инновационной деятельности в Республике Татарстан:
- увеличение объемов финансирования НИОКР частным бизнесом;
- снижение административных барьеров;
- снижение налоговой нагрузки на предприятия на начальных стадиях осуществления ими инновационной деятельности;
- создание условий для увеличения числа малых и средних инновационных предприятий;
- повышение качества подготовки кадров инженерных и научных специальностей;
- развитие предпринимательских способностей у студентов, аспирантов, профессорско-преподавательского состава;
- увеличение количества патентных заявок;
- повышение степени коммерциализации профессорско-преподавательским и исследовательским составом собственных разработок;