Несмотря на активное развитие нефтегазохимического комплекса Республики Татарстан в последние годы, в настоящее время предприятия комплекса сталкиваются в своей деятельности с рядом ограничений и трудностей.
Развитию технологической базы НГХК препятствуют слабая кооперация между поставщиками и потребителями, научными организациями и производственными предприятиями, отсутствие эффективной системы коммерциализации научных разработок. Это приводит к зависимости от импорта технологий, усложняет доступ к наиболее эффективным технологиям, затрудняет выход на новые рынки продукции нефтегазохимии. При этом короткие сроки заключаемых договоров между участниками рынка (особенно с предприятиями малого и среднего бизнеса) не позволяют достичь эффективного взаимодействия отдельных субъектов комплекса для достижения стратегических целей развития.
Ряд ограничений создает нормативно-правовая база в сфере технического регулирования нефтегазохимических производств. Среди них:
- сложности в применении зарубежного опыта в строительстве нефтегазохимических производств из-за сильных отличий между российскими и зарубежными нормами технического регулирования;
- устаревание отдельных норм, которые были сформированы десятки лет назад при другой экономической системе государства;
- наличие в нормативной системе необоснованных технических и организационных ограничений по производственным площадям, условиям сертификации, срокам прохождения экспертиз и получения разрешений на применение новой техники и оборудования.
Названные проблемы приводят к увеличению затрат и замедлению строительства новых нефтегазохимических мощностей.
В связи с меняющейся политической ситуацией все большую необходимость нефтегазохимический комплекс испытывает в импортозамещении поставляемых из-за рубежа сырья, реагентов, оборудования и технологий. События 2014 года подтвердили обоснованность опасений российских экспертов, связанных с возможностью прекращения поставок в Россию оборудования и материалов. Учитывая, что значительная часть продукции нефтепереработки и химического комплекса используется или может быть использована в военных целях, сохранение зависимости отечественных предприятий от импортных поставок означает угрозу экономической безопасности страны.
Барьером в осуществлении научно-технологической модернизации производств являются также более дорогие финансовые ресурсы. В России процентные ставки по долгосрочным кредитам превышают 10% (для предприятий малого и среднего бизнеса ставки еще выше), тогда как в странах Европы и Китае - от 3 до 8%. Высокие процентные ставки по кредитам и несовершенство системы налогообложения снижают инвестиционную активность компаний, замедляют процесс обновления основных производственных фондов. При этом на развитие нефтегазохимического комплекса накладывается рост задолженности по кредитам и займам: по итогам 2014 года совокупная задолженность крупных и средних предприятий комплекса достигла 34% от годового объема продукции (41% - в химии и нефтехимии, при средней рентабельности продаж 11%).
Присоединение России к ВТО усилило давление на внутренний рынок со стороны иностранных производителей (Рисунок 4.2). Согласно условиям, ввозные таможенные пошлины на многие виды полимеров, силиконы, изделия из полимеров снижены или будут снижены в 1,5 раза, на легковые шины - в 2 раза, на моющие средства - в 2,3 раза, на поликарбонат и ПЭТФ - в 2,5 раза, на некоторые виды полимерных изделий - в 3 раза. Наличие большого количества неконкурентоспособных по сравнению с иностранными компаниями производителей нефтегазохимии может привести к приостановлению развития высокотехнологичных отраслей и производств, усилению сырьевой специализации химической промышленности, замедлению реализации инвестиционных и инновационных проектов, вытеснению отечественных производителей с российских рынков.
Таможенные условия экспорта СУГ из Российской Федерации способствуют увеличению цен на сырьевые ресурсы для отечественной нефтехимии. В то же время отечественным производителям СУГ на европейском рынке предстоит столкнуться с жесткой конкуренцией со стороны производителей из стран Ближнего Востока и Северной Африки, где суммарный прирост производства СУГ может составить до 50 млн тонн к 2030 году. Европейский рынок насыщен внутренними и импортными поставками нефтехимического сырья, в связи с чем российским компаниям, производящим СУГ и нафту, необходимо искать сферы применения внутри страны, прежде всего для нефтегазохимической промышленности, которая испытывает в этих продуктах большую потребность.
Снижение импортной зависимости экономики зарубежных стран от нефти и переход на альтернативные виды сырья способствуют замедлению роста спроса на нефть со стороны отдельных стран-потребителей. В 2014 году благодаря росту добычи сланцевой нефти и политике энергосбережения США вышли на первое место по объемам добычи нефти в мире (в среднесуточном измерении, по данным Международного энергетического агентства). Строительство собственных крупнотоннажных установок по выпуску нефтепродуктов, полимеров, каучуков и других продуктов переработки нефти в зарубежных странах также ограничивает мировой спрос на отечественные продукты. Происходит стремительный рост конкуренции со стороны производителей продукции нефтегазохимического комплекса США, Канады, западноевропейских стран, Китая, Индии, Саудовской Аравии, Южной Кореи, Бразилии. На Ближнем Востоке можно отследить значительное расширение химических мощностей, преимущественно рассчитанное на попутный нефтяной газ нефтяных месторождений, разрабатываемых с низкой себестоимостью. Экспансия сланцевого газа в США сопровождается беспрецедентным снижением цен природного газа и этана, что стимулирует развитие химического производства в стране.
Превращение фьючерсов на нефть в инструмент финансового рынка, использование конъюнктуры этого рынка в качестве средства политического и экономического воздействия усугубляют ситуацию неопределенности и приводят к скачкообразным изменениям биржевых цен на нефть (как это произошло в 2008 и 2014 - 2015 годы).
Среди специфических проблем нефтегазохимического комплекса Татарстана можно отметить слабую диверсификацию производств. В силу сложившихся технологических взаимосвязей значительная часть компаний комплекса ориентирована на автомобилестроение, что ставит результаты деятельности всего комплекса в зависимость от конъюнктуры российского и мирового автомобильного рынка. Так, падение производства в автомобильной промышленности в 2013 году привело к сокращению производства автокомпонентов и продукции нефтехимии. Учитывая высокую роль нефтегазохимического комплекса в обеспечении занятости, формировании доходов бюджета, необходимо развивать производства, направленные на удовлетворение потребностей других секторов экономики, чтобы снизить зависимость.
В республике существует большой потенциал спроса в дорожном и жилищном строительстве, автомобиле- и приборостроении, в производстве электроники, электротехники, упаковки, который не используется в полной мере. Экономика Татарстана далека от насыщения основных потребностей: уровень обеспеченности жильем, легковыми автомобилями в несколько раз ниже, чем в экономически развитых странах. Кроме того, сохраняется низкая обеспеченность товарами длительного пользования и многократное отставание в уровне развития транспортной инфраструктуры. Это вызвано не только устаревшими нормативами по использованию продукции химии и нефтехимии, но и узким ассортиментом производимой продукции, отсутствием производства целых направлений нефтехимической продукции, несовершенством маркетинговой политики и рекламы на предприятиях комплекса. Динамика импорта химической продукции в Россию свидетельствует о наличии в стране уже сформированных рынков сбыта, потребности которых отечественные предприятия не могут удовлетворить (Рисунок 4.1, Рисунок 4.2).