ПРАВИТЕЛЬСТВО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 декабря 2015 года N 596-п
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 15.10.2013 N 393-П "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ГРАЖДАН В ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Ивановской области от 03.09.2013 N 358-п "О переходе к формированию областного бюджета на основе государственных программ Ивановской области" Правительство Ивановской области постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Ивановской области от 15.10.2013 N 393-п "Об утверждении государственной программы Ивановской области "Социальная поддержка граждан в Ивановской области" изменение, изложив приложение к постановлению в новой редакции (прилагается).
2. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования и распространяется на правоотношения, связанные с реализацией областного бюджета на 2015 год.
Губернатор Ивановской области
П.А.КОНЬКОВ
Приложение
к постановлению
Правительства
Ивановской области
от 25.12.2015 N 596-п
Приложение
к постановлению
Правительства
Ивановской области
от 15.10.2013 N 393-п
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ГРАЖДАН В ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
1. Паспорт государственной программы Ивановской области "Социальная поддержка граждан в Ивановской области"
Наименование программы | Государственная программа Ивановской области "Социальная поддержка граждан в Ивановской области" (далее - Программа) |
Срок реализации Программы | 2014 - 2017 годы |
Администратор Программы | Департамент социальной защиты населения Ивановской области |
Ответственные исполнители | Департамент социальной защиты населения Ивановской области Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области |
Исполнители | Департамент социальной защиты населения Ивановской области Департамент образования Ивановской области Департамент здравоохранения Ивановской области Департамент культуры и туризма Ивановской области Департамент молодежной политики и спорта Ивановской области Департамент внутренней политики Ивановской области Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области Департамент развития информационного общества Ивановской области |
Перечень подпрограмм | Аналитические подпрограммы: 1. "Социальное обслуживание граждан пожилого возраста, инвалидов и детей, страдающих хроническими формами заболеваний, в стационарных и полустационарных условиях". 2. "Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов на дому". 3. "Содержание, воспитание и общее образование детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и временное (до одного года) содержание, воспитание и общее образование детей одиноких матерей (отцов), а также детей безработных, беженцев, вынужденных переселенцев, а также из семей, пострадавших от стихийных бедствий и не имеющих постоянного места жительства, в условиях круглосуточного стационара". 4. "Временное содержание и социальная реабилитация несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации". 5. "Социальная поддержка семей с детьми". 6. "Социальное обслуживание лиц без определенного места жительства и занятий в стационарных и полустационарных условиях". 7. "Социальная поддержка отдельных категорий граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг". 8. "Меры социальной поддержки отдельным категориям граждан". 9. "Социальная поддержка ветеранов труда и приравненных к ним граждан, ветеранов труда Ивановской области, тружеников тыла, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий". 10. "Обеспечение льготного транспортного обслуживания". 11. "Выплаты ежемесячного пенсионного обеспечения, ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости отдельным категориям граждан". 12. "Предоставление пособий и компенсаций, связанных с материнством и детством". 13. "Социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". 14. "Организация отдыха и оздоровления детей". 15. "Обеспечение функционирования территориальных органов Департамента социальной защиты населения Ивановской области". Специальные подпрограммы: 1. "Профилактика социального сиротства, развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". 2. "Профилактика социального неблагополучия семей с детьми, защита прав и интересов детей". 3. "Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения в Ивановской области". 4. "Повышение качества жизни граждан пожилого возраста" |
Цель (цели) Программы | Обеспечение предоставления социальных гарантий и мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, обеспечение социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми |
Объем ресурсного обеспечения Программы | Общий объем ресурсного обеспечения Программы: 2014 год - 7111292500,00 руб., 2015 год - 6953115452,62 руб., 2016 год - 7680489218,41 руб., 2017 год - 7550028031,38 руб. Общий объем бюджетных ассигнований: 2014 год - 6800121400,00 руб., 2015 год - 6636218452,62 руб., 2016 год - 7353029718,41 руб., 2017 год - 7222568531,38 руб., в том числе: - федеральный бюджет: 2014 год - 1430344000,00 руб., 2015 год - 1393365514,22 руб., 2016 год - 1508234100,00 руб., 2017 год - 1561084100,00 руб.; - областной бюджет: 2014 год - 5369777400,00 руб., 2015 год - 5239981153,40 руб., 2016 год - 5844795618,41 руб., 2017 год - 5661484431,38 руб.; - бюджеты государственных внебюджетных фондов: 2014 год - 0,00 руб., 2015 год - 2871785,00 руб., 2016 год - 0,00 руб., 2017 год - 0,00 руб. Внебюджетное финансирование: 2014 год - 311171100,00 руб., 2015 год - 316897000,00 руб., 2016 год - 327459500,00 руб., 2017 год - 327459500,00 руб., в том числе: - платежи со стороны граждан, находящихся на социальном обслуживании: 2014 год - 309416700,00 руб., 2015 год - 315034800,00 руб., 2016 год - 321524500,00 руб., 2017 год - 321524500,00 руб.; - средства от юридических и физических лиц (средства родителей, предприятий, организаций на оплату частичной стоимости путевки в загородный оздоровительный лагерь): 2014 год - 0,00 руб., 2015 год - 0,00 руб., 2016 год - 4500000,00 руб., 2017 год - 4500000,00 руб.; - средства от предпринимательской и иной деятельности: 2014 год - 1754400,00 руб., 2015 год - 1862200,00 руб., 2016 год - 1435000,00 руб., 2017 год - 1435000,00 руб. |
2. Анализ текущей ситуации в сфере реализации Программы
2.1. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста, инвалидов и детей, страдающих хроническими формами заболеваний
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста, инвалидов и детей, страдающих хроническими формами заболеваний, предоставляется на базе 31 организации социального обслуживания, находящихся в ведении Ивановской области, в состав которых входят:
- 9 стационарных организаций социального обслуживания, а также 13 отделений временного проживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания, которыми ежегодно обеспечиваются около 5,0 тысячи граждан, из них: более 2,3 тысячи граждан - в психоневрологических интернатах; около 2,3 тысячи пожилых граждан и инвалидов - в домах-интернатах и иных стационарных (временного проживания) отделениях; около 115 детей, страдающих хроническими заболеваниями, - в доме-интернате для детей-инвалидов;
- 119 отделений, предоставляющих социальные услуги в форме социального обслуживания на дому, в которых получают услуги более 9,0 тысячи пенсионеров и инвалидов.
Таблица 1. Показатели, характеризующие текущую ситуацию в сфере социального обслуживания населения Ивановской области
N | Наименование показателя | Ед. изм. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г., оценка |
1. | Среднегодовое число граждан пожилого возраста, инвалидов и детей, страдающих хроническими формами заболеваний, получающих социальное обслуживание в стационарных и полустационарных условиях, в том числе: | человек | 8835 | 7951 | 5137 | 4881 |
1.1 | Среднегодовое число граждан, проживающих в психоневрологических интернатах | человек | 2325 | 2312 | 2323 | 2315 |
1.2 | Среднегодовое число детей, страдающих хроническими заболеваниями, проживающих в домах-интернатах для детей-инвалидов | человек | 126 | 116 | 117 | 113 |
1.3 | Среднегодовое число граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в домах-интернатах для престарелых и инвалидов | человек | 1253 | 1210 | 1151 | 1154 |
1.4 | Общее число граждан пожилого возраста и инвалидов, находящихся в отделениях временного проживания учреждений социального обслуживания | человек | 1221 | 1277 | 1255 | 1121 |
1.5 | Общее число граждан пожилого возраста и инвалидов, получивших социальное обслуживание в полустационарных условиях (дневных отделениях) | человек | 3910 | 3036 | 291 | 178 |
2. | Среднегодовое число граждан пожилого возраста и инвалидов, получающих регулярное социальное обслуживание на дому | человек | 8031 | 8112 | 8127 | 8517 |
3. | Среднегодовое число граждан пожилого возраста и инвалидов, получавших регулярное социальное обслуживание в отделениях специализированного социально-медицинского обслуживания на дому | человек | 710 | 722 | 726 | 418 |
В последние годы основные усилия органов государственной власти Ивановской области были направлены на повышение доступности и качества социального обслуживания.
В 2013 - 2014 годах в целях повышения социально-экономической эффективности социального обслуживания проведена значительная работа по оптимизации действующей системы областных организаций социального обслуживания, а также их частичной реструктуризации, в результате чего:
- в 2013 году проведена оптимизация структурных подразделений в 3 психоневрологических интернатах, где одновременно с увеличением числа мужских мест (ОБСУСО "Шуйский комплексный центр социального обслуживания населения", ОБСУСО "Ивановский психоневрологический интернат") открыто дополнительное отделение для мужчин на 30 коек в ОБСУСО "Плесский психоневрологический интернат";
- в 2013 году в ОБСУСО "Шуйский комплексный центр социального обслуживания населения" открыто отделение для молодых инвалидов в возрасте от 18 до 23 лет;
- в 2013 году проведена реорганизация ОБУСО "Ивановский КЦСОН" путем присоединения к нему ОБУСО "Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий";
- в 2014 году проведена реорганизация:
ОБУСО "Кохомский КЦСОН" в форме присоединения к нему ОБУСО "Новоталицкий КЦСОН";
ОБУСО "Тейковский КЦСОН" в форме присоединения к нему ОБУСО "Гаврилово-Посадский ЦСО";
ОБУСО "Пучежский КЦСОН" в форме присоединения к нему ОБУСО "Лухский ЦСО";
ОБУСО "Верхнеландеховский ЦСО" в форме присоединения к нему ОБУСО "Пестяковский ЦСО";
- с 01.08.2014 в 12 областных организациях социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов специализированные отделения социально-медицинского обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому перепрофилированы в отделения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому;
- с 01.09.2014 закрыто отделение дневного пребывания в ОБУСО "Ивановский КЦСОН";
- с 25.12.2014 в 8 областных организациях социального обслуживания закрыты отделения временного проживания на 157 мест.
В настоящее время практически полностью ликвидирована очередность на получение социального обслуживания в стационарных организациях социального обслуживания. Исключением является дефицит мест для мужчин, страдающих психическими заболеваниями, и граждан пожилого возраста и инвалидов из числа освобождаемых из мест лишения свободы, ранее судимых, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством. В течение 2013 года очередность сократилась со 158 до 90 человек, в 2014 году сохраняется тенденция к сокращению очередности.
Сохраняется неудовлетворенная потребность в социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов на дому, обусловленная недостаточным количеством действующих отделений социального обслуживания на дому в областных организациях социального обслуживания. В 2014 году в очереди на получение социальных услуг на дому состоял 151 человек.
В целях повышения качества оказания государственных услуг в областных организациях социального обслуживания, оказывающих услуги гражданам пожилого возраста, инвалидам и детям, страдающим хроническими формами заболеваний, осуществляется расширение видов сопутствующих услуг:
- организованы досуговые объединения;
- организована деятельность 27 интернет-клубов;
- около 40% организаций социального обслуживания, оказывающих государственную услугу, осуществили внедрение инновационной технологии оптимизации питания лиц пожилого возраста и инвалидов с применением легкоусвояемого белка специализированных продуктов питания;
- во всех организациях социального обслуживания функционируют школы здоровья;
- в 8 учреждениях созданы школы для родственников по уходу за больными гражданами.
Расширение перечня оказываемых услуг проводится и в отношении социального обслуживания на дому, в первую очередь, за счет платных услуг.
Совместно с Пенсионным фондом Российской Федерации реализована социальная программа Ивановской области "Укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, в 2014 году". В результате реализации данной программы на условиях 50-процентного софинансирования в 4 учреждениях проведен капитальный ремонт жилых комнат и путей эвакуации на общую сумму 8,3 миллиона рублей, приобретены предметы длительного пользования (мебель) на общую сумму 1,64 миллиона рублей. Общий объем средств, направленных на указанные мероприятия, составил более 9,9 миллиона рублей.
Инерционный сценарий развития ситуации предполагает сохранение текущих уровней востребованности социального обслуживания. Вместе с тем, в сфере социального обслуживания населения Ивановской области остаются нерешенными следующие проблемы:
- 16,2% помещений, связанных с пребыванием лиц, находящихся на социальном обслуживании, не соответствует строительным нормам и правилам: площадь спален меньше установленных норм на 20%;
- требуется пристройка нового корпуса к одному из стационарных учреждений социального обслуживания на 80 мест с целью ликвидации имеющейся очередности лиц мужского пола в психоневрологические интернаты и приведения условий проживания граждан в соответствие со строительными нормами и санитарными нормативами.
Кроме того, учреждения, оказывающие государственную услугу, расположены, в основном, в приспособленных зданиях постройки 50 - 60-х годов прошлого века, требующих ремонта и обновления материально-технической базы.
2.2. Обеспечение социальных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
В последние годы наблюдается тенденция сокращения числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: в 2013 году их доля сократилась до 2,2%, тогда как в 2012 году этот показатель составлял 2,6%. Доля детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, увеличилась до 81% (в 2009 году данный показатель составлял 73,5%).
Стабильно сокращается численность детей, выявляемых в качестве оставшихся без попечения родителей. В течение 2013 года территориальными органами Департамента социальной защиты населения Ивановской области выявлены 454 ребенка, оставшихся без попечения родителей, что на 33% меньше аналогичного показателя 2012 года (в 2012 году выявлено 675 детей, оставшихся без попечения родителей). Устроено на воспитание в семьи 824 ребенка. Количество детей-сирот, устроенных на воспитание в семьи, на 50% превысило число выявленных несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей (в 2012 году данный показатель составил 28%).
Содержание, воспитание и общее образование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляют 8 областных государственных казенных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и 4 областных государственных казенных специальных (коррекционных) образовательных учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Также в этих учреждениях предоставляется временное (до одного года) содержание, воспитание и общее образование детей одиноких матерей (отцов), а также детей безработных, беженцев, вынужденных переселенцев, из семей, пострадавших от стихийных бедствий и не имеющих постоянного места жительства. По состоянию на 01.01.2014 в данных учреждениях проживало 470 воспитанников.
Таблица 2. Показатели, характеризующие текущую ситуацию в сфере социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
N | Наименование показателя | Ед. изм. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г., оценка |
1. | Общее число выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | человек | 777 | 675 | 500 | 450 |
2. | Среднегодовое число воспитанников, находящихся на содержании и воспитании в областных государственных образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | человек | 668 | 613 | 525 | 445 |
3. | Общее число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных на семейные формы воспитания | человек | 976 | 861 | 750 | 680 |
4. | Общая численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на содержание которых при устройстве в семью осуществляются ежемесячные денежные выплаты | человек | 3000 | 2916 | 2850 | 2790 |
5. | Общая численность граждан, являющихся опекунами (попечителями), приемными родителями, проживающих в Ивановской области | человек | 2764 | 2685 | 2720 | 2700 |
В целях увеличения числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных на семейные формы воспитания, Департаментом социальной защиты населения Ивановской области, его территориальными органами и подведомственными учреждениями реализуется комплекс дополнительных мер, обеспечивающих психолого-педагогическое, медико-социальное и правовое сопровождение замещающих семей. На начало 2014 года психолого-педагогическое сопровождение осуществлялось в отношении 2502 семей в 12 центрах подготовки приемных родителей и сопровождения замещающих семей, созданных на базе детских домов.
В рамках долгосрочной целевой программы "Дети Ивановской области" в 2013 году:
- изданы 3 выпуска бюллетеней для кандидатов в замещающие родители, в которых содержится информация о детях-сиротах, подлежащих устройству на семейные формы воспитания;
- в рамках телепрограммы "Пусть всегда будет мама" на канале ГТРК "Ивтелерадио" вышло 37 передач о 39 детях-сиротах;
- проведены 4 областных мероприятия для воспитанников детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: фестиваль театров мод "Весенний калейдоскоп", художественного творчества "Созвездие", фотоконкурс "Мой выбор" и областная специализированная спартакиада, что способствовало повышению мотивации более 300 детей-сирот к дополнительному образованию, развитию творческих способностей, выявлению одаренности.