Положительное влияние на инвестиционную привлекательность региона оказывают следующие факторы:
выгодное географическое положение региона;
развитая сеть трубопроводов;
развитая информационно-телекоммуникационная инфраструктура.
Основной проблемой сферы транспорта, которая негативно влияет на инвестиционную привлекательность региона, является плохое состояние дорожного покрытия. Это является сдерживающим фактором для развития многих отраслей промышленности.
Наиболее быстрорастущими и привлекательными с инвестиционной точки зрения сегментами транспорта являются водный транспорт, вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность. Во многом это обусловлено выгодным географическим положением региона на пересечении основных транспортных магистралей из стран Средней Азии в Россию и в страны Европы.
Основные экономические показатели отрасли транспорта и связи в 2009 - 2013 годах представлены в таблице 18.
Таблица 18
N п/п | Показатель | Значение показателей по годам: | ||||
2009 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год | 2013 год | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. | Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами, млн. рублей (текущие цены) | 53043 | 57748 | 68483 | 75911 | 78040 |
2. | Доля в выручке организаций региона, процентов | 10,9 | 9,6 | 9,4 | 9,8 | 9,5 |
3. | Среднесписочная численность работников по полному кругу организаций, человек | 74066 | 68523 | 65382 | 63138 | 59594 |
4. | Производительность труда, млн. рублей на человека | 0,72 | 0,84 | 1,05 | 1,20 | 1,31 |
5. | Средняя начисленная заработная плата, рублей | 14674 | 18152 | 19022 | 20950 | 21432 |
6. | Инвестиции в основной капитал, млн. рублей | 9123 | 8317 | 13109 | 15783 | 16122 |
В 2009 - 2013 годах объем отгруженной продукции отрасли увеличился в полтора раза в денежном выражении.
Транспорт и связь составляет около 9,5 процента выручки всех организаций Волгоградской области, а также 8,6 процента всех занятых на производстве. При этом доля выручки организаций отрасли в структуре выручки всех организаций региона снизилась с 11 процентов в 2009 году до 9,5 процента в 2013 году.
Инвестиции в основной капитал предприятий отрасли стабильно росли и в 2009 - 2013 годах увеличились на 75 процентов.
В соответствии с лучшим мировым опытом необходимо:
в сегменте городского электротранспорта Волгограда - интегрировать волгоградский скоростной трамвай, городскую электричку и трамвайную систему города, в том числе с помощью введения сквозных тарифов;
в сегменте речного транспорта - разделить ответственность за судоходность водных путей региона между федеральными органами государственной власти (судоходность Волги, Волго-Донского канала и Дона), региональными органами исполнительной власти (гидронавигационное оборудование и портовая инфраструктура особенно по берегам Волги и Дона) и частными инвесторами (судоходность Дона выше устья р. Медведицы, судоходность Хопра, дополнительные портопункты);
в сегменте воздушного транспорта - развивать малую авиацию, в том числе в городах Камышине, Михайловке и Урюпинске для обеспечения транспортной связанности Волгоградской области. Также необходимо лоббировать перед федеральными органами власти использование Волгоградского аэропорта как пересадочного узла на маршрутах из европейской части России в Среднюю и Юго-Восточную Азию;
в сегменте железнодорожного транспорта - стимулировать железнодорожно-логистических операторов регистрироваться в Волгограде, оперативно обеспечивать их потребность в земельных участках для развития инфраструктуры, добиваться реконструкции субмеридиональных магистралей, обосновывая это стратегическим значением Волгоградского железнодорожного узла. В более отдаленной перспективе - перехватить у Саратовской области инициативу по созданию прямой железнодорожной ветки в сторону Гурьева (Атырау). Наличие субширотной железной дороги в сторону центрального Казахстана позволит заволжской части Волгоградской области развиваться более динамично.
Полный профиль отрасли транспорта и связи представлен в приложении 5.