ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ (ГУБЕРНАТОР) КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 декабря 2015 года N 1333


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ (ГУБЕРНАТОРА) КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ОТ 12 ОКТЯБРЯ 2015 ГОДА N 969 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ "ДОСТУПНАЯ СРЕДА"


В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27 октября 2015 года N 993 "О совершенствовании деятельности исполнительных органов государственной власти Краснодарского края" и в целях обеспечения реализации мероприятий государственной программы Краснодарского края "Доступная среда" постановляю:

1. Внести в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12 октября 2015 года N 969 "Об утверждении государственной программы Краснодарского края "Доступная среда" изменения, изложив приложение в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Департаменту печати и средств массовых коммуникаций Краснодарского края (Пригода) обеспечить размещение (опубликование) настоящего постановления на официальном сайте администрации Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и направление на "Официальный интернет-портал правовой информации" (www.pravo.gov.ru).

3. Постановление вступает в силу с 1 января 2016 года, но не ранее дня его официального опубликования и вступления в силу постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12 октября 2015 года N 969 "Об утверждении государственной программы Краснодарского края "Доступная среда".

Глава администрации (губернатор)
Краснодарского края
В.И.КОНДРАТЬЕВ






Приложение
к постановлению
главы администрации (губернатора)
Краснодарского края
от 28 декабря 2015 года N 1333


"Приложение


Утверждена
постановлением
главы администрации (губернатора)
Краснодарского края
от 12 октября 2015 года N 969
(в редакции
постановления
главы администрации (губернатора)
Краснодарского края
от 28 декабря 2015 года N 1333)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ "ДОСТУПНАЯ СРЕДА"


 Паспорт государственной программы Краснодарского края "Доступная среда"

Координатор государственной программы

министерство труда и социального развития Краснодарского края

Координаторы подпрограмм

не предусмотрены

Участники государственной программы

министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края

министерство транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края

министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края

министерство культуры Краснодарского края

министерство здравоохранения Краснодарского края

министерство физической культуры и спорта Краснодарского края

департамент строительства Краснодарского края

департамент информационной политики Краснодарского края

Подпрограммы государственной программы

не предусмотрены

Ведомственные целевые программы

не предусмотрены

Цель государственной программы

обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Краснодарском крае

Задачи государственной программы

повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Краснодарском крае

повышение уровня и качества социальной интеграции инвалидов в общество в Краснодарском крае

преодоление социальной разобщенности в обществе и формирование позитивного отношения к проблемам инвалидов и к проблеме обеспечения, доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения в Краснодарском крае

повышение качества жизни инвалидов в Краснодарском крае

Перечень целевых показателей государственной программы

доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов в Краснодарском крае

доля приоритетных объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, нанесенных на карту доступности Краснодарского края, по результатам их паспортизации, среди всех приоритетных объектов

доля объектов социальной инфраструктуры, на которые сформированы паспорта доступности, среди общего количества объектов социальной инфраструктуры в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Краснодарском крае

доля профессиональных образовательных организаций, в которых сформирована универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве профессиональных образовательных организаций Краснодарского края

доля парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки маломобильных групп населения, в парке этого подвижного состава в Краснодарском крае

доля специалистов, получивших дополнительное профессиональное образование по вопросам социальной интеграции инвалидов и обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, среди всех специалистов, занятых в этой сфере в Краснодарском крае

доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности опрошенных инвалидов в Краснодарском крае

доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов в Краснодарском крае

доля инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации в соответствии с краевым перечнем, в общей численности инвалидов, имеющих потребность в обеспечении техническими средствами реабилитации, предусмотренными краевым перечнем

доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности этой категории населения в Краснодарском крае

Этапы и сроки реализации государственной программы

2016 - 2021 годы

этапы не предусмотрены

Объемы и источники финансирования государственной программы

общий объем финансирования составляет 1759295,2 тысячи рублей, в том числе: за счет средств краевого бюджета - 501199,4 тысячи рублей, планируется привлечение средств из федерального бюджета - 1156538,1 тысячи рублей, планируется привлечение средств из местных бюджетов муниципальных образований Краснодарского края - 101557,7 тысячи рублей


 1. Характеристика текущего состояния и основные проблемы формирования доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Краснодарском крае


Государственная поддержка и социальная защита инвалидов в современных социально-экономических условиях является одной из важнейших задач общества. В 2008 году Российская Федерация подписала и в 2012 году ратифицировала Конвенцию Организации Объединенных Наций о правах инвалидов (далее - Конвенция), которая определила принципы построения политики государства в отношении инвалидов.

Согласно Конвенции государства-участники должны принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам наравне с другими гражданами доступа к физическому окружению (здания и сооружения, окружающие человека в повседневной жизни), транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности, на здания, дороги, транспорт и другие объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения, на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные и экстренные службы.

С учетом требований Конвенции, а также положений Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья доступная среда может определяться как физическое окружение, объекты, транспорта, информации и связи, дооборудованные с целью устранения препятствий и барьеров, возникающих у индивида или группы людей с учетом их особых потребностей, доступность среды определяется уровнем ее возможного использования соответствующей группой населения.

Законодательством Российской Федерации, в том числе Федеральными законами от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи", от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Градостроительным кодексом Российской Федерации определены требования к органам власти и организациям независимо от организационно-правовой формы по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, информации, а также ответственность за уклонение от исполнения этих требований.

Доступная среда жизнедеятельности является ключевым условием интеграции инвалидов в общество. Способность инвалидов быть независимыми экономическими субъектами, участвовать в политической, культурной и социальной жизни общества отражает уровень реализации их прав как граждан социального государства, создает предпосылки для реализации их потенциала и, следовательно, способствует социальному и экономическому развитию государства.

Государственная программа Краснодарского края "Доступная среда" (далее - государственная программа) разработана в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р.

Актуальность решения проблем инвалидов обусловлена их масштабностью. Ежегодно в Краснодарском крае впервые признаются инвалидами около 40,0 тысячи человек: в 2012 году - 433,8 тысячи человек (8,0% от общей численности населения края), в 2013 году - 411,5 тысячи человек (7,5% от общей численности населения края), в 2014 году - 412,3 тысячи человек (7,6% от общей численности населения края).

Общая численность инвалидов по зрению в Краснодарском крае составляет 7,0 тыс. человек (1,7% от общей численности инвалидов в крае), инвалидов по слуху - 3,0 тыс. чел, (0,7% от общей численности инвалидов в крае), инвалидов, передвигающихся с использованием кресел-колясок (далее - инвалиды-колясочники) - 5,0 тыс. человек (1,2% от общей численности инвалидов в крае). Значительная доля инвалидов (64,5%) имеет 1 и 2 группы инвалидности вследствие выраженных и значительно выраженных ограничений жизнедеятельности.

Однако число людей, для которых затруднено использование элементов существующей среды жизнедеятельности, гораздо больше, чем зарегистрированное статистикой число инвалидов.

Понятие "маломобильные граждане" определено Законом Краснодарского края от 27 апреля 2007 года N 1229-КЗ "Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае" (далее - краевой Закон), согласно которому к данной категории граждан относятся люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве (инвалиды, лица старше 60 лет, лица с временными или стойкими нарушениями здоровья, беременные женщины, лица с детьми в возрасте до 3 лет, в том числе с детскими колясками, а также иные лица, испытывающие затруднения при движении и (или) потреблении услуг в силу устойчивого или временного физического недостатка, вынужденные использовать для своего передвижения необходимые средства, приспособления).

Число лиц старше 60 лет в крае в 2014 году составило 967,5 тыс. человек, детей в возрасте до 3 лет включительно - 289,8 тыс. человек, число родившихся - 73,5 тыс. человек. С учетом этих данных общая численность маломобильных групп населения в Краснодарском крае составляет порядка 20 - 25% от общего числа жителей.

Проблемы реабилитации инвалидов и интеграции их в социальную среду остаются крайне актуальными в связи с тем, что не могут быть решены усилиями только одного ведомства.

В рамках мероприятий по профессиональной реабилитации инвалидов органами службы занятости в 2014 году трудоустроено 1856 человек, что составило 37% от общего числа обратившихся инвалидов.

Система профессионального образования Краснодарского края представлена 202 учебными заведениями, в которых обучается 1009 инвалидов. В 45 учреждениях начального профессионального образования обучается 105 детей-инвалидов, в 79 учреждениях среднего профессионального образования - 388 инвалидов, в 78 учреждениях высшего профессионального образования - 616 инвалидов. Доля инвалидов в указанных типах учреждений профессионального образования составляет 0,4%, 0,6% и 0,3% соответственно.

Система учреждений социальной реабилитации инвалидов включает 21 реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями, 40 социально-реабилитационных отделений в комплексных центрах социального обслуживания, 12 реабилитационных центров для инвалидов, а также краевой кризисный центр помощи женщинам и профессиональное училище-интернат для инвалидов.

Спортивные учреждения для инвалидов представлены в 42 муниципальных образованиях края. В Краснодарском крае осуществляет деятельность 16 муниципальных физкультурно-спортивных клубов инвалидов, в 15 детско-юношеских спортивных школах ведется работа со спортсменами-инвалидами и 1 краевой физкультурно-спортивный клуб инвалидов.

В 2014 году в крае систематически занимались физической культурой и спортом 47236 инвалидов, что составило 11,5% от общего числа инвалидов в Краснодарском крае. В состав сборных команд Российской Федерации в 2014 году входило 73 спортсмена-инвалида. На всероссийских и международных соревнованиях спортсменами-инвалидами края завоевано 211 медалей, в том числе 18 медалей на Чемпионатах, Кубках и первенствах мира.

Число членов сборных команд Краснодарского края по 22 дисциплинам по 4 видам адаптивного спорта: спорт глухих, спорт слепых, спорт лиц с поражением опорно-двигательного аппарата, спорт лиц с интеллектуальными нарушениями составило 162 спортсмена-инвалида.

На IV летних Паралимпийских играх в г. Лондоне (Великобритания) спортсменами-инвалидами Кубани завоеваны одна золотая, одна серебряная и две бронзовые медали. На летних Сурдлимпийских играх в г. Софии (Болгария) спортсменами-инвалидами Краснодарского края завоеваны одна золотая, одна серебряная и одна бронзовая медали.

Вместе с тем развитие спорта среди инвалидов имеет ряд проблем: не обеспечена доступность спортивных сооружений, недостаточное оснащение специальными техническими средствами и оборудованием для проведения учебно-тренировочного процесса.

В крае существует проблема подготовки квалифицированных кадров, задействованных в работе по различным направлениям реабилитации инвалидов. В связи с утверждением новых национальных стандартов по реабилитации инвалидов ГОСТ Р 54738-2011 "Реабилитация, инвалидов. Услуги по социальной, реабилитации инвалидов", введенных в действие с 1 апреля 2013 года, имеется потребность в обучении, переподготовке и повышении квалификации кадров в сферах образования, социальной защиты населения, физической культуры и спорта, издании соответствующих информационно-методических материалов, оснащении современным реабилитационным оборудованием учреждений, социальной реабилитации инвалидов.

Одним из важнейших условий интеграции инвалидов в общество является формирование доступной среды жизнедеятельности.

Межведомственную координацию деятельности исполнительных органов государственной власти Краснодарского края по организации безбарьерной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных граждан в соответствии с краевым Законом осуществляют органы социальной защиты населения Краснодарского края.

Кроме того, краевым Законом предусмотрено согласование органами социальной защиты населения заданий на проектирование объектов социальной инфраструктуры при их строительстве и реконструкции в части обеспечения беспрепятственного доступа к ним маломобильных граждан. Всего с 2008 года по 2014 год согласовано 8280 заданий на проектирование.

За уклонение от исполнения требований по созданию условий маломобильным гражданам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, социальной и транспортной инфраструктур специалистами управлений социальной защиты населения за период с 2010 по 2014 годы составлено и направлено в судебные органы 9016 соответствующих административных протоколов, по которым назначены административные штрафы на сумму 18875,6 тыс. рублей.

С 2010 года в муниципальных образованиях края органами социальной защиты населения во взаимодействии с общественными организациями инвалидов осуществляется мониторинг уровня безбарьерной среды, а с 2012 года - мониторинг доступности приоритетных объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности. Перечень приоритетных объектов составляется в обязательном порядке по согласованию с общественными организациями инвалидов.

При проведении мониторинга состояние доступности объектов оценивается для инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата, инвалидов-колясочников, инвалидов по зрению и инвалидов по слуху при участии представителей общественных объединений инвалидов.

Анализ результатов мониторинга ложится в основу организационных и правовых решений исполнительных органов государственной власти Краснодарского края и органов местного самоуправления по формированию доступной среды жизнедеятельности. Проекты всех нормативных правовых актов Краснодарского края, затрагивающих права инвалидов, в обязательном порядке согласовываются с представителями краевых общественных объединений инвалидов.

В целях обеспечения взаимодействия исполнительных органов государственной власти Краснодарского края, общественных организаций инвалидов по реализации федерального и краевого законодательства в сфере реабилитации и интеграции инвалидов, решения других жизненно важных вопросов социальной поддержки инвалидов в крае действует Совет по делам инвалидов при главе администрации (губернаторе) Краснодарского края (далее - Совет по делам инвалидов), образованный постановлением главы администрации Краснодарского края от 6 июня 1997 года N 222.

На заседаниях Совета по делам инвалидов ежеквартально рассматриваются актуальные вопросы обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры в городах и районах Краснодарского края, обеспечения их техническими средствами реабилитации, лекарственными средствами, вопросы медицинской, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов, поддержки деятельности краевых и местных общественных организаций инвалидов Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов", Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское Ордена Трудового Красного Знамени общество слепых", Всероссийского общества глухих.

В рамках деятельности Совета по делам инвалидов формируются рабочие группы из представителей краевых общественных организаций инвалидов и представителей исполнительных органов государственной власти Краснодарского края для проведения анализа деятельности по социальной поддержке и реабилитации инвалидов, формированию доступной среды жизнедеятельности, поддержке деятельности общественных организаций инвалидов.

Вместе с тем формирование доступной среды для инвалидов, несмотря на существующую правовую основу и проводимую работу, в Краснодарском крае находится на недостаточном уровне.

По результатам проведенных обследований доля объектов, доступных для инвалидов, составила в Краснодарском крае в 2010 году - 7%, в 2011 году - 13%, в 2012 году - 18%, в 2013 году - 47,6%, в 2014 году - 44,7%.

При этом доля доступных для инвалидов и других маломобильных граждан приоритетных объектов в 2014 году составила: больницы - 22%, учреждения социальной защиты населения - 62,6%, учреждения образования - 33,4%, учреждения физической культуры и спорта - 55,7%, информации и связи - 53,3%, учреждения культуры - 33,6% и объектов транспорта и дорожно-транспортной инфраструктуры - 24,9%.

Существующий уровень безбарьерной среды не позволяет в полной мере решать вопросы интеграции в общество людей с ограниченными возможностями.

Нерешенность проблемы формирования доступной среды для инвалидов порождает серьезные социально-экономические последствия, основными из которых являются:

дистимуляция трудовой и социальной активности инвалидов, которая негативно отражается на образовательном и культурном уровне инвалидов, уровне и качестве их жизни;

высокая социальная зависимость, вынужденная изоляция инвалидов, осложняющая проведение медицинской, социальной и психологической реабилитации, выступающая в качестве самостоятельного фактора инвалидизации и предопределяющая возрастание спроса инвалидов на медицинские и социальные услуги в стационарных и надомных условиях;

равнодушное отношение к инвалидам в массовом сознании, социальная разобщенность инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами, предопределяющие необходимость проведения соответствующих разъяснительных, образовательно-информационных кампаний;

ограничение жизнедеятельности других маломобильных групп населения (лиц преклонного возраста, временно нетрудоспособных, беременных, людей с детскими колясками, детей дошкольного возраста).

Государственная программа предусматривает реализацию комплекса мероприятий, направленных на устранение существующих препятствий и барьеров и обеспечение беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, в том числе в сферах здравоохранения, культуры, транспорта, информации и связи, образования, социальной защиты, спорта и физической культуры, а также обеспечение доступности путей движения между этими объектами.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»