На протяжении многих лет в городе складывалась целостная система с отраслевой инфраструктурой, направленная на решение социально значимых задач физического воспитания подрастающего поколения, повышения уровня физической подготовленности населения, укрепление здоровья и профилактику заболеваний средствами физической культуры и спорта, организацию активного отдыха населения. Однако, в начале 90-х годов во многих крупных, средних и мелких предприятиях отказались от содержания детских спортивных школ, клубов, объектов, инструкторов-методистов по физкультуре и спорту, проведения отраслевых физкультурно-спортивных мероприятий, передав все это на бюджеты местных органов исполнительной власти. Разрушилась и система добровольных спортивных обществ профсоюзов и ведомств, было потеряно огромное количество физкультурных кадров и детей, регулярно занимающихся физической культурой и спортом, прекратилась, за редким исключением, физкультурно-массовая и оздоровительная работа на предприятиях и в учреждениях.
Обоснованную тревогу вызывает сегодня снижение уровня здоровья населения. В последнее время увеличивается уровень заболеваемости новорожденных по комплексу медицинских и психолого-педагогических критериев, из-за функциональных отклонений, начальных признаков патологии опорно-двигательного аппарата (нарушения естественного развития позвоночника и осанки, плоскостопие) не готовы к школьному обучению в возрасте 6 лет определенный процент детей. Среди выпускников школ имеют определенную хроническую патологию (заболевания органов пищеварения, сердечно-сосудистой системы, снижение остроты зрения и др.). Снижается уровень физической подготовленности учащейся молодежи. Систематически снижается уровень здоровья студенческой молодежи. За время обучения у студентов в несколько раз увеличивается число хронических заболеваний, в основном, нервно-психических, сердечно-сосудистых, органов дыхания, наблюдается снижение остроты зрения.
Исходя из этого, стратегия действий муниципальных, ведомственных и общественных организаций в сохранении и укреплении здоровья населения города должна охватывать весь комплекс проблем, связанных с минимизацией воздействия вредных факторов внешней среды и созданием благоприятных условий, способствующих здоровому образу жизни.
За последние годы в городе Мурманске увеличилось число мурманчан, злоупотребляющих алкоголем и наркотическими средствами, наблюдается рост детской и подростковой преступности.
Материально-техническая база физической культуры, спорта в городе в техническом отношении изношена, морально устарела, оборудована старым, энергоемким оборудованием, не имеет необходимых площадей для организации работы с населением, недостаточно оснащена современным спортивным инвентарем и тренажерами.
Повышение стоимости физкультурно-оздоровительных услуг сделало недоступным учреждения физической культуры и спорта для большинства мурманчан. Сегодня не сформирован идеал физического здоровья как нравственной ценности и важнейшей составляющей образа жизни современного молодого человека, не в полной мере используются возможности и потенциал современных средств массовой информации для пропаганды физической культуры и спорта, здорового образа жизни.
В сложившейся ситуации, рассматривая физическую культуру и спорт как наименее затратное и наиболее эффективное средство укрепления здоровья и профилактики асоциального поведения среди населения, администрация города Мурманска определила в качестве приоритетного направления муниципальной социальной политики дальнейшее развитие физкультурно-оздоровительной и спортивной работы как основной формы, способной обеспечить максимальное привлечение населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом.
Как показывает передовой опыт, в современных условиях нельзя обеспечить устойчивое развитие физической культуры и спорта на территории города без наличия четкой, сбалансированной и научно обоснованной целевой программы.
Актуальность принятия Программы развития физической культуры и спорта на 2009 год обусловлена необходимостью разработки и принятия в дальнейшем комплекса правовых, финансовых, организационных и информационно-пропагандистских мер, способных решить существующие проблемы и, тем самым, вывести на качественно новый уровень развитие физической культуры и спорта в городе Мурманске.
Высоко значение и роль средств массовой информации в деле пропаганды физической культуры и спорта, в формировании у населения потребности в здоровом досуге, ценности собственного здоровья.
При активном участии комитета по физической культуре и спорту администрацией города обеспечена регулярная информация жителей о спортивных событиях, ежегодно проводится смотр-конкурс среди журналистов на лучшую спортивную публикацию и теле-, видеоматериалы. Через теле- и радиовещание осуществляется информационная поддержка негосударственных спортивных организаций, федераций, клубов, объединений.
Вместе с тем средства массовой информации недостаточно уделяют внимание развитию именно массового физкультурно-спортивного движения, недостаточно социальной рекламы, пропагандирующей физическую культуру и спорт. Необходимо обеспечить проведение целенаправленной информационной кампании, используя самый широкий спектр разнообразных пропагандистских средств.
Пропаганда физической культуры и спорта должна способствовать повышению у населения интереса к физическому совершенствованию, раскрытию ценности физической культуры и спорта, популяризации самостоятельных занятий, формированию в массовом сознании необходимости физкультурно-оздоровительных и спортивных занятий.
В связи с этим необходимо использовать системный подход к вопросам поддержки физической культуры и спорта, основанный на реализации муниципальной целевой программы, разработанной с учетом реального состояния физической культуры и спорта, потребностей в физической культуре и спорте. К решению данного вопроса необходимо подходить комплексно. Привлекать заинтересованные организации, проводить физкультурно-оздоровительные и спортивные занятия, учебно-тренировочные занятия, массовые физкультурно-спортивные мероприятия, спартакиады, ярмарки спорта, турниры, первенства, фестивали, спортивные праздники (в том числе среди студентов, трудовых коллективов), спортивные соревнования. Также для решения проблемы поддержки физической культуры и спорта необходимо всестороннее взаимодействие органов власти и населения, занимающегося физической культурой и спортом, что позволит рассмотреть данный вопрос с разных точек зрения и поможет учесть пожелания и предложения всех заинтересованных сторон. Муниципальная поддержка позволит:
повысить доступ к занятиям физической культурой и спортом при помощи спортивно-массовых мероприятий, спартакиад, ярмарок спорта и т.д.;
оказать помощь спортсменам в повышении их спортивного профессионализма через проведение сборов, тренировок, соревнований;
популяризировать спорт и физическую культуру через проведение различных спортивно-массовых мероприятий.