Несмотря на трудности в преодолении негативных тенденций в социальном развитии, сложившихся в 1990-х годах, город Мурманск показывает в целом положительную динамику уровня и качества жизни населения.
С 2005 года происходит заметный рост реальных среднедушевых доходов населения - около 10 % в год, в 2007 году этот показатель составил 15159 руб. в месяц, что на 21 % выше среднего показателя по стране. Среднемесячная реальная заработная плата увеличилась за период с 2005 по 2007 год по отношению к 2004 году в 1,3 раза. В 2007 г. среднемесячная заработная плата одного работающего в городе равнялась 19833 рублям, что на 7 % выше среднеобластного показателя и на 44 % выше средней по Российской Федерации. Наиболее высокого уровня она достигла на предприятиях и в организациях кредитования, финансов и страхования, электроэнергетики, транспорта и связи, строительства. В организациях с бюджетным финансированием (образование, здравоохранение, культура), несмотря на принимаемые на федеральном и местном уровнях меры, уровень зарплаты все еще отстает от размера оплаты труда в производственных отраслях. На протяжении последних нескольких лет мурманчане демонстрировали достаточно высокий уровень потребления, ежегодный рост физического объема оборота розничной торговли составлял от 10 % до 14 %.
Образовательный уровень населения города (один из главных показателей качества человеческого потенциала) достаточно высок и выше среднего по Российской Федерации и достигнутого в странах Северной Европы. Доля населения, имеющего высшее, незаконченное высшее и среднее профессиональное образование, по переписи 2002 г. - 52,6 %, в Мурманской области - 48 % (в РФ - 46,2 %). Доля населения, имеющего высшее образование, составляет 18 %, в Мурманской области - 15,5 % в среднем по РФ (16 %) и Северной Норвегии (17 %).
На сегодняшний день ситуацию на рынке труда можно назвать стабильной. Структура занятых за последние годы не претерпела существенных изменений - наибольшее число рабочих мест сосредоточено в сфере торговли (16,5 %), транспорта и связи (12,4 %), отраслях промышленности (11,2 %), обороне (9,1 %), образовании (8,9 %), здравоохранении (8,2 %). Всего на крупных и средних предприятиях города трудится более 135 тысяч человек.
Уровень безработицы по отношению к трудоспособному населению на протяжении трех последних лет остается неизменно низким - 1,2 %. Ежемесячно в Центре занятости населения регистрируется в среднем более 900 граждан из числа ищущих работу.
Наименование показателя | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. |
Численность трудоспособного населения на конец года (тыс. чел.) | 220,0 | 216,9 | 213,1 |
Среднесписочная численность работников организаций (тыс. чел.) | 137,4 | 138,4 | 135,1 |
Численность безработных на конец года (тыс. чел.) | 3,3 | 2,9 | 3,0 |
Среднемесячная номинальная заработная плата одного работника (рублей) | 13222 | 16174 | 19833 |
Среднемесячная реальная заработная плата одного работника (в % к предыдущему году) | 109,3 | 112,4 | 109,0 |
Нагрузка на одну вакансию составляла на начало 2008 года 0,9 человек, таким образом, соотношение числа обратившихся за трудоустройством практически соответствует количеству заявленных работодателями вакансий. Наибольшее количество вакансий предлагают предприятия торговли и общественного питания (26 %), строительства (20 %), промышленности (15 %), здравоохранения, образования, культуры (12 %), ЖКХ (7 %); наименьшее - организации кредитования, финансов. Спрос на рабочие специальности по-прежнему преобладает в общей потребности в рабочей силе и составляет 78 % от количества заявленных вакансий.
В ближайшей перспективе ожидается значительное увеличение спроса на рабочую силу, на новые профессии и специальности, что обусловлено современными тенденциями развития экономики города и региона в целом. Прогнозируется рост объемов промышленного производства в основном за счет предприятий рыбодобывающей, рыбоперерабатывающей и пищевой отраслей. Возрастет и станет определяющей для экономики города развитие транспортной инфраструктуры. Развитие Мурманского транспортного узла будет осуществляться с учетом транспортной стратегии России в целях повышения его роли в системе международных транспортных коридоров и Северного морского пути, освоения новых грузопотоков и рынков сбыта. Таким образом, новые рабочие места будут создаваться в строительстве, в сфере добычи, переработки и транспортировки нефти и газа, переработки и утилизации ядерных отходов, судостроения и судоремонта, строительства жилья. Возрастет потребность в специалистах высокой квалификации, специалистах-универсалах, способных заменить собой менее квалифицированных работников.