В современных условиях динамично меняющейся внешней среды, нарастания процессов экономической глобализации и конкуренции, устойчивое социально-экономическое развитие муниципального образования, под которым в широком смысле подразумевается сбалансированное развитие реального сектора экономики, инфраструктуры и социума в условиях соблюдения экологического равновесия, ориентации на повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности города, возможно только при наличии целостной системы муниципального управления с применением методов стратегического планирования.
Стратегическое планирование развития муниципального образования заключается в определении основных направлений, способов и средств достижения стратегических целей устойчивого развития муниципального образования, разработанных на основе согласованных действий органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов и общественности. Продуктом стратегического планирования является стратегический план социально-экономического развития муниципального образования - документ, определяющий общую направленность развития города в долгосрочной перспективе на основе анализа сильных, слабых сторон, возможностей и угроз социально-экономического развития, включающий систему мер по реализации стратегических направлений развития муниципального образования.
Стратегический план по своей структуре включает:
- комплексную оценку потенциала, основных факторов и проблем социально-экономического развития города, определение перспектив и целей развития на долгосрочный период;
- разработку целей, задач, сценариев, приоритетов и основных направлений социально-экономического развития города;
- разработку приоритетных направлений, целей и задач деятельности органов местного самоуправления, обеспечивающих социально-экономическое развитие города в соответствии с выбранным целевым сценарием;
- разработку механизма реализации и мониторинга реализации стратегического плана.
Впервые практика стратегического планирования социально-экономического развития начала применяться в российских городах с 1990-х годов благодаря принятию Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", закрепившего полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом сложившихся исторических и иных традиций, что определило необходимость в разработке системы плановых документов, устанавливающих общие для населения, предприятий, общественности и органов власти ориентиры и направления развития.
В целях построения эффективной системы муниципального управления, а также обеспечения согласованности общих направлений социально-экономического развития города Мурманска приоритетам развития Мурманской области и Российской Федерации, определенным соответственно в проекте Стратегии социально-экономического развития Мурманской области до 2025 года и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-Р, необходимо разработать Стратегический план социально-экономического развития города Мурманска до 2020 года (далее - Стратегический план).
Начавшиеся процессы освоения нефтегазовых месторождений на шельфе Баренцева моря, развитие инфраструктуры Мурманского транспортного узла, возникновение в городе новых секторов экономики, ожидаемое увеличение объемов инвестиций, в т.ч. иностранных, приток рабочей силы требуют от органов местного самоуправления разработки долгосрочного видения результатов этих процессов: положительных последствий и возможностей их использования, рисков и способов их устранения или снижения. Наличие Стратегического плана обеспечит определенность развития города в долгосрочной перспективе, повысит уверенность жителей в будущем, позволит сократить отток трудовых ресурсов и молодежи. Наличие Стратегического плана как документа, включающего идеи городского маркетинга, обеспечит привлечение большего числа внешних инвесторов, высококвалифицированной рабочей силы, расширение налогооблагаемой базы.
Значение Стратегического плана:
- определение наиболее оптимальных путей развития города на основании анализа сильных и слабых сторон, возможностей и угроз социально-экономического развития;
- определение наиболее эффективных способов распределения ограниченных ресурсов города Мурманска;
- обеспечение конкурентных преимуществ при соперничестве с другими городами за инвестиции, в т.ч. иностранные, высококвалифицированную рабочую силу и передовые позиции в международном сотрудничестве;
- повышение открытости механизма управления городом, доверия населения к местной власти.
В целях обсуждения и утверждения ключевых решений, связанных с разработкой проекта Стратегического плана, будет создан Координационный совет по разработке проекта Стратегического плана, после одобрения которым проект Стратегического плана будет вынесен на публичные слушания и направлен на утверждение в Совет депутатов города Мурманска.
Результатом выполнения предлагаемой ведомственной целевой программы станет долгосрочный документ, определяющий стратегические перспективы, цели, задачи социально-экономического развития города, направления социально-экономической политики органов местного самоуправления, деятельности бизнеса, научных и общественных организаций.
Стратегический план должен стать основой разработки планов и программ развития города Мурманска, целевых программ, нормативных правовых актов города, ориентиром при принятии стратегических, тактических и оперативных решений органами местного самоуправления, бизнес-сообществом, научными, общественными и другими организациями.