Сферы | Характеристика | Пессимистический | Инерционный | Оптимистический |
Предпосылки | ||||
Участие городских организаций в освоении Штокмановского месторождения углеводородов | Минимальное участие организаций Мурманска в проекте (ориентация на импортные оборудование/ комплектующие/ подрядные организации) | Ограниченное участие Мурманской области и города Мурманска в обеспечении освоения месторождения | Плановое участие области в реализации проекта (согласно стратегии - 17 млрд. рублей инвестиций) | |
Портовая особая экономическая зона (включая проекты МТУ) | Объемы перевалки и рыбопереработки ниже планируемых, новые инвесторы не приходят, нет промышленных производств, территория ПОЭЗ ограничена, объемы судоремонта снижаются | Плановые объемы перевалки и рыбопереработки, инвестиционная привлекательность низкая (малое число новых инвесторов), нет металлообработки (Штокман), объемы судоремонта стабильные | Появление новых инвесторов, диверсификация промышленных производств и перевалочных терминалов, база для освоения шельфовых месторождений (судостроение и производство металлоконструкций), контейнерный терминал | |
Развитие транспортной инфраструктуры | Сохранение текущей ситуации | Ограниченное строительство вторых путей. Частичная реконструкция аэропорта | Строительство вторых путей железной дороги. Строительство мостовых переходов. Реконструкция аэропорта Мурманск. Значительное увеличение объемов перевозок по Севморпути Единый транспортно- пересадочный узел трех вокзалов - ж.-д., автобусного и морского. Реализация проекта "Комплексное развитие Мурманского транспортного узла" | |
Развитие рыбного хозяйства | Сокращение уровня вылова. Монополизация рынка сырья | Постепенное сокращение уровня вылова (медленными темпами) | Стабильный уровень вылова в среднесрочной перспективе. Развитие предприятий по выращиванию ценных водных биоресурсов | |
Бюджет | Снижающиеся доходы городского бюджета сдерживают модернизацию коммунальной и социальной инфраструктуры | Рост уровня доходов городского бюджета позволит решить инфраструктурные проблемы города | Высокий уровень доходов городского бюджета позволит реализовать большое количество социально- ориентированных проектов | |
Последствия | ||||
Демография | Роль города | Областной центр (сохранение текущего уровня инфраструктурной обеспеченности) + второстепенный ресурсный порт | Областной центр (с развитием коммерческой и социальной инфраструктуры) + арктические ворота для транспортировки ресурсов | Деловой центр Арктики с привлечением иностранного капитала, инфраструктурно- обеспеченный город с высоким качеством оказываемых услуг |
Численность населения | Население сокращается быстрыми темпами | Население сокращается медленными темпами | Замедление сокращения численности населения, стабилизация к 2020 году | |
Миграция | Наблюдается быстрый отток населения в трудоспособном возрасте | Наблюдается некоторый отток населения в трудоспособном возрасте, частично компенсируемый за счет внутренней миграции в Мурманской области | Миграционный отток представлен лицами пожилого возраста, приток молодых людей из Мурманской области и других регионов Российской Федерации. Значение миграционного прироста близко к нулю | |
Занятость | Структура занятости | Сохранение текущих потребностей в рабочей силе | Увеличение потребности в рабочей силе, связанное с развитием рыбоперерабатывающих производств и портовой деятельности | Существенное повышение потребности в рабочей силе, в сфере обслуживания, портовой деятельности, металлообработки, пищевой промышленности и строительства. Диверсификация экономики - появление новых специальностей |
Уровень жизни | Уровень доходов населения | Относительный уровень доходов растет более медленными темпами по сравнению с темпами по Российской Федерации. Привлекательность Мурманской области для трудовых мигрантов низка | Относительный уровень доходов растет сопоставимыми темпами по сравнению с темпами по Российской Федерации | Относительный уровень доходов растет более быстрыми темпами по сравнению с темпами по Российской Федерации |
Финансы | Доходы бюджета (в сопоставимых ценах) | Объемы доходов бюджета сократятся из-за уменьшения числа резидентов, объектов налогообложения | Объемы доходов бюджета незначительно возрастут из-за активизации экономической деятельности города | Объемы доходов бюджета значительно вырастут вследствие активизации малого предпринимательства, аренды муниципальной собственности, увеличения доходов населения, существенного увеличения возможностей областного бюджета |
Экономика | Транспорт | Частичная реализация проекта МТУ, воздействие будет направлено, в основном, на экономику Кольского района (за исключением увеличения потребности в рабочей силе) | Развитие перевозок сырьевых товаров (уголь, минеральные удобрения, глинозем, руда) железнодорожным и морским транспортом, большая часть грузов будет перегружаться на терминалах расположенных в Кольском районе | Значительное развитие перевозок железнодорожным и морским транспортом (преимущественно ресурсные товары), начало строительства контейнерного терминала на восточном берегу Кольского залива. Перенос угольного терминала и большей части "грязных" грузов на западный берег |
Металлообработка | Без существенных изменений | Незначительное увеличение производства (потребности освоения шельфовых месторождений) | Увеличение объемов производства/ дополнительные инвестиции/ появление новых организаций в сфере производства металлоконструкций | |
Рыбное хозяйство | Обеспечение потребностей города и области в рыбопродукции | Обеспечение потребностей города и области в рыбопродукции. Развитие экспортно- ориентированных перерабатывающих предприятий, в т.ч. береговых | Существенное увеличение объемов и ассортимента переработки (использование новых технологий и создание новых продуктов). Развитие предприятий аква- и марикультуры. Повышение доли переработанной продукции (в основном, полуфабрикатов) в структуре экспорта | |
Пищевая промышленность | Без существенных изменений | Обеспечение потребностей города продукцией местного производства, в т.ч. животноводства - реализация ряда проектов в сфере переработки | Обеспечение продовольственной безопасности города на основании реализации проектов в сфере переработки сельскохозяйственной продукции | |
Инновации | Без существенных изменений | Усиление кооперации между научным сообществом и производственным сектором | Формирование инновационно- внедренческих центров на базе научно- образовательных учреждений города, в сферах рыбного хозяйства (включая разведение малоиспользуемых видов ВБР, технологии переработки, разработку новых продуктов функциональной пищи и др.), добычи и транспортировки полезных ископаемых |
Предпосылки сценариев развития определяют воздействие основных внешних факторов, в то время как последствия отражают результаты развития города в перспективе до 2020 года. Наиболее вероятным сценарием развития при этом является инерционный, однако необходимо ориентироваться на видение, описанное в оптимистическом сценарии, который выбран целевым.
Генеральным планом муниципального образования город Мурманск также предусмотрены указанные в сценариях развития точки роста: портовый транспортный узел, рыбопромышленный комплекс, добыча углеводородного сырья на шельфе арктических морей.
Несмотря на то, что Генеральный план был разработан в 2008 году, основные проблемы и возможности развития города не претерпели значительных изменений, вместе с тем ряд перспективных проектов, указанных в данном документе, особенно связанных с созданием ПОЭЗ, развитием МТУ и ММТП, требуют уточнения.
Необходимо отметить, что существующая в Российской Федерации система стратегического планирования для муниципальных образований не отвечает мировому опыту, так как зачастую подразумевает разработку двух в значительной мере дублирующих друг друга документов: стратегии развития города и генерального плана. Так, для европейских городов планирование территориального развития, размещения объектов, а также картографические материалы разрабатываются в рамках стратегического плана.
В этой связи, разработка Стратегического плана обычно требует и соответствующей корректировки Генерального плана.