Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА МУРМАНСКА ДО 2020 ГОДА (с изменениями на: 01.04.2013)


Рисунок 4. Среднесписочная численность работников организаций (без субъектов малого предпринимательства), чел.*

________________

* Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


Среди трудоспособного, но незанятого населения следует выделить учащихся очных форм обучения, которых на 2010/2011 учебные годы в городе насчитывалось около 14,5 тыс. чел. Современные трудовые ресурсы Мурманска оцениваются в 170 - 180 тыс. человек и почти полностью используются.

Уровень официально зарегистрированной безработицы в городе относительно невелик. В 2010 году численность официально зарегистрированных безработных составила 3,3 тыс. человек, или 1,65 % от числа населения трудоспособного возраста. Нагрузка незанятого населения на одну заявленную вакансию составила 1,1 человека. На протяжении последних 10 лет уровень безработицы в Мурманске, в том числе и в годы экономической нестабильности в 2001 - 2002 годы и 2008 - 2009 годы не превышал 2 %, что ниже аналогичных показателей городов Северо-Западного федерального округа. Предотвратить рост напряженности на рынке труда в период кризиса позволила активная реализация соответствующих программ на областном и муниципальном уровнях.

(в ред. решения Совета депутатов города Мурманска от 01.04.2013 N 60-829)

Показатели занятости и безработицы, характеризующие ситуацию на рынке труда в городе, во многом будут определяться состоянием экономики, способностью предприятий адаптироваться к новым условиям, конкурентоспособностью выпускаемой продукции, созданием новых рабочих мест, демографическими и миграционными процессами, а также мерами, принимаемыми администрацией г. Мурманска и Правительством Мурманской области, по расширению инвестиционных возможностей и реализации уже заявленных проектов.

При благоприятном выполнении достигнутых соглашений между инвесторами, Правительством Мурманской области и администрацией города Мурманска в 2012 - 2020 годах будут создаваться новые рабочие места в сферах:

- добыча, переработка и транспортировка нефти и газа;

- переработка и утилизация ядерных отходов;

- судоразделка, судостроение и судоремонт;

- строительство и реконструкция объектов морского порта, в т.ч. в рамках развития портовой особой экономической зоны (ПОЭЗ);

- строительство жилья;

- развитие переработки водно-биологических ресурсов.

(в ред. решения Совета депутатов города Мурманска от 01.04.2013 N 60-829)

При осуществлении этих проектов возрастет спрос на рабочую силу и на новые профессии и специальности. Будет продолжаться рост потребности в специалистах высокой квалификации, специалистах-универсалах, способных заменить собой менее квалифицированных работников.

В целом на рынке труда продолжится тенденция увеличения степени несоответствия предъявляемых требований работодателей к вакансиям и фактического уровня квалификации претендентов на работу, что связано с более широким распространением таких требований к качеству рабочей силы, как владение смежными профессиями, наличие опыта работы с современными материалами, оборудованием, новыми технологиями и т.д. В настоящее время по данным службы занятости наибольшим спросом при трудоустройстве пользуются высококвалифицированные рабочие и инженерно-технические специалисты.

В целом достижение прогнозных показателей занятости населения во многом будет зависеть от сроков и темпов окончательного выхода из кризиса, оздоровления экономики города и области, степени реализации инвестиционных проектов.

Вследствие предполагаемой дальнейшей стабилизации экономической ситуации, повышения инвестиционной активности, развития малого и среднего бизнеса, притока рабочей силы в город ожидается прекращение тенденции сокращения среднесписочной численности работников. При этом прогнозируется процесс сокращения числа занятых на крупных и средних предприятиях, что будет свидетельствовать о частичном переходе трудовых ресурсов в сферу малого бизнеса.

Основная масса вакансий будет заявлена в основном за счет текучести кадров и в таких отраслях, как торговля, строительство, ЖКХ, здравоохранение и образование.

Основными источниками пополнения трудовых ресурсов города в предстоящие годы будут являться:

- категория пенсионеров, продолжающих трудовую деятельность, которая за счет своего многочисленного состава в течение нескольких лет будет способна сдерживать стремительное сокращение численности трудовых ресурсов;

- внешняя миграция.

Современная ситуация в экономической и социальной жизни города тесно взаимосвязана с развитием экономики Мурманской области, что диктует необходимость выработки гибкой политики в сфере занятости, способствующей адаптации трудового контингента к изменяющимся экономическим условиям.

Таким образом, основными проблемами на рынке труда являются отток квалифицированных кадров, ограниченные возможности трудовой миграции, неравномерное распределение численности работников по видам экономической деятельности, несоответствие спроса (количества вакантных мест) и предложения рабочей силы (численности ищущих работу лиц) по основным параметрам: образованию, возрасту, полу, профессии и квалификации.

В этой связи для более полного вовлечения трудовых ресурсов в экономику города необходимо предусмотреть ряд комплексных мер, направленных на обеспечение социальной стабильности и недопущение нарушения трудовых прав работников, стимулирование самозанятости населения, повышение конкурентоспособности трудовых ресурсов и взаимосвязи рынка труда и профессионального образования за счет установления более тесных контактов между социальными партнерами всех уровней, развития межтерриториальной и межотраслевой мобильности трудовых ресурсов.