Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА МУРМАНСКА ДО 2020 ГОДА (с изменениями на: 01.04.2013)


 2.3.1. Методика прогнозирования целевых индикаторов


Существует три основные группы методов прогнозирования социально-экономического развития: экстраполяция (интерполяция), моделирование и опрос экспертов. Город, как крупная структура, относится к сложным системам и предполагает использование разных групп методов прогнозирования отдельных элементов системы. Основным методом, используемым в данном документе, является экстраполяция. Помимо того, приводится опрос экспертов для построения моделей (сценариев) (например, демографического), отличных от экстраполяции показателей.

Итогом сочетания разных методов прогнозирования социально-экономических показателей является методика прогнозирования целевых индикаторов (индикативное планирование).

Необходимым условием эффективного и качественного социально-экономического развития муниципального образования является применение элементов индикативного планирования и управления.

Индикативное планирование получило значительное развитие в ряде промышленно развитых стран в послевоенный период, доказав свою высокую эффективность в качестве одного из средств государственного регулирования социально-экономического развития в условиях рыночной экономики.

Целью введения системы индикативного управления является обеспечение согласованных действий органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов и населения, направленных на формирование устойчивого экономического роста и повышение уровня жизни его жителей.

В России неоднократно предпринимались попытки внедрить элементы индикативного планирования. Так, в 2002 году был разработан проект нового федерального закона "О государственном прогнозировании, индикативном планировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации", который, в том числе впервые в законодательной практике, определял механизм индикативного планирования. Проект нового закона был рассмотрен в двух чтениях в Государственной Думе Российской Федерации и отложен на неопределенный срок. Однако, несмотря на это, ряд регионов и муниципальных образований приступили к разработке собственных систем управления и планирования (Республика Татарстан, Самарская область, Пермский край, Краснодарский край, Республика Бурятия и другие).

С теоретической точки зрения, индикативное планирование развития той или иной территории - это форма управления, включающая организацию деятельности по индикативному планированию, прогнозированию, реализации индикативного плана и контроля за его выполнением. При этом под индикативным планом понимается перечень прогнозно-ориентированных индикаторов с установленными на определенный срок пороговыми значениями, являющимися руководством к действию для управленческих структур администрации города и ориентиром для хозяйствующих субъектов.

Система индикативного управления включает в себя следующие элементы:

- систему целевых индикаторов социально-экономического развития муниципального образования, отраслей экономики и социальной сферы и хозяйствующих субъектов;

- систему индикативного планирования;

- систему управления (планирование, организация, мотивация, мониторинг и контроль).

Под целевым индикатором (показателем) следует понимать количественно-качественную характеристику социально-экономических явлений и процессов, происходящих в муниципальном образовании, где качественная сторона отражает сущность явлений или процессов социально-экономического развития в определенный момент времени, а количественная - его размер, абсолютную или относительную величину.

Индикативное планирование рассматривается как процесс формирования и последующего достижения системы параметров (индикаторов), характеризующих состояние и развитие экономики муниципального образования, а также установления мер воздействия на социальные и экономические процессы с целью достижения указанных в индикаторах значений.

Зачастую в системе индикативного планирования определяются некие рамки, "коридоры" значений выбранных индикаторов. Если индикатор выходит за рамки установленного коридора, это служит сигналом для принятия корректирующих управленческих мер к экономике и социальной сфере в целом и к подсистеме экономики или социальной сферы, к которой относится данный индикатор.

Система управления индикативным планированием зависит от своевременного мониторинга и корректировки социально-экономических процессов. Однако эффективная реализация затруднена в связи с тем, что индикативное планирование носит рекомендательный характер для некоторых участников социально-экономического развития. Так, для предприятий и организаций рыночного сектора показатели индикативного планирования не имеют обязательного значения, поэтому органы местного самоуправления должны принимать специальные меры, чтобы побуждать хозяйствующие субъекты к достижению значений целевых индикаторов или участвовать в их корректировке. Индикативное планирование предполагает согласование между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами на основе взаимных обязательств и интересов по достижению показателей индикативного планирования.

Успешное осуществление управления социально-экономическими процессами на основе системы целевых индикаторов на муниципальном уровне также зависит от внутренних возможностей местного самоуправления. Наиболее значимыми условиями эффективного индикативного планирования являются:

- развитие муниципальной статистики;

- наличие единой информационной среды в виде банка данных показателей социально-экономического развития;

- осуществление регулярного анализа хозяйственной деятельности предприятий, заключение рамочных соглашений о сотрудничестве между органами власти и предприятиями;

- обучение муниципальных служащих методам индикативного планирования и прогнозирования.

Отличительным и положительным фактом, способствующим индикативному планированию, является существование в Мурманске информационно-аналитической муниципальной базы данных, которая систематически пополняется статистической информацией по городу Мурманску.