Рост номинальных денежных доходов населения Тверской области в 2014 году составил 103,9% к предыдущему году. В 2015 году и в среднесрочной перспективе до 2018 года рост номинальных доходов будет обусловлен увеличением оплаты труда, пенсионных и прочих социальных выплат, доходов от предпринимательской деятельности и др.
Основным фактором сокращения реальных денежных доходов выступает рост потребительских цен. В 2014 году реальные доходы населения Тверской области в результате отставания темпов роста номинальных денежных доходов от темпов инфляции сократились на 1,9%. В 2015 году на высоком инфляционном фоне реальные доходы населения снизятся на 8,3% относительно предыдущего года и по 1 варианту прогноза в 2016 - 2017 годах останутся в отрицательном тренде: 98,4 и 99,4% соответственно. По 2 варианту прогноза возобновление положительной динамики реальных денежных доходов населения ожидается с 2016 года. В 2018 году в условиях ускорения развития экономики, снижения инфляционного давления прогнозируется рост реальных доходов в пределах 102,0 - 102,9% по вариантам прогноза.
Среднегодовая величина прожиточного минимума населения Тверской области в 2014 году выросла на 12,6% по сравнению с 2013 годом и составила 7992,8 руб. Показатель величины прожиточного минимума населения Тверской области на период до 2018 года прогнозируется с учетом дальнейшего роста цен на товары и услуги.
В условиях сокращения реальных денежных доходов населения и роста величины прожиточного минимума, обусловленного ускорением инфляции, доля населения Тверской области с доходами ниже величины прожиточного минимума в 2015 году увеличится до 12,3% с 11,9% в 2014 году. В дальнейшем периоде 2016 - 2018 годов прогнозируется постепенное снижение уровня бедности до 12,0% в 2018 году.
Основным источником доходов населения остается заработная плата работников предприятий и организаций. В 2015 - 2018 годах ожидается замедление темпов роста среднемесячной номинальной начисленной заработной платы одного работника (далее - заработной платы) как в целом по экономике, так и в бюджетной сфере.
В частном секторе экономики данный факт обусловлен негативной ситуацией, сложившейся в конце 2014 года на ряде крупных промышленных предприятий региона (в том числе на ОАО "Тверской вагоностроительный завод"), а именно снижением объемов производства продукции, приостановкой деятельности, высвобождением работников.
В бюджетном секторе с учетом ограниченных финансовых возможностей для целевых категорий работников, определенных майскими указами Президента Российской Федерации (далее - отдельные категории работников бюджетной сферы), за исключением учителей и воспитателей детских садов, предусматривается сохранить на 2015 год номинальный размер заработной платы 2014 года. Кроме того, не предусматривается проведение в 2015 году индексации заработной платы для прочих категорий работников бюджетной сферы.
В прогнозном периоде по мере стабилизации экономической ситуации ускорится и динамика заработной платы в реальном и бюджетном секторах экономики. Повышение заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы в 2016 - 2018 годах будет осуществляться в соответствии с целевыми ориентирами, определенными в "дорожных картах".