РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 29 сентября 2015 года N 483-рп
О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2016 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2017 И 2018 ГОДОВ
В соответствии со статьей 11 Закона Тверской области от 15.07.2015 N 66-ЗО "О стратегическом планировании в Тверской области":
1. Одобрить прогноз социально-экономического развития Тверской области на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов (прилагается).
2. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор Тверской области
А.В.ШЕВЕЛЕВ
Прогноз социально-экономического развития Тверской области на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов
Прогноз социально-экономического развития Тверской области на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов (далее - Прогноз) подготовлен в соответствии со статьей 11 Закона Тверской области от 15.07.2015 N 66-ЗО "О стратегическом планировании в Тверской области" и Постановлением Администрации Тверской области от 21.04.2009 N 157-па "О Порядке разработки и корректировки прогноза социально-экономического развития Тверской области на среднесрочный период и Порядке организации составления проекта закона Тверской области об областном бюджете Тверской области на очередной финансовый год и плановый период".
Прогноз базируется на результатах комплексного анализа экономических и социальных процессов, происходящих в регионе, с учетом исходной информации Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.05.2015 N 13001-АВ/Д03и "О разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов" (сценарных условиях функционирования экономики Российской Федерации, прогноза показателей инфляции и системы цен, дефляторов и индексов цен по видам экономической деятельности, основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2018 года).
При разработке Прогноза использовались данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тверской области, Отделения по Тверской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу, Управления Федеральной миграционной службы по Тверской области, Управления Федеральной налоговой службы по Тверской области, территориальных отделений внебюджетных фондов и исполнительных органов государственной власти Тверской области.
В расчетах учитывалась оценка руководителей и специалистов крупнейших предприятий региона и администраций муниципальных образований Тверской области результатов работы в 2015 году и их видение перспективного развития на 2016 год и на период до 2018 года.
Оценка достигнутого уровня социально-экономического развития Тверской области за 2014 год основана на сравнении данных территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тверской области (по состоянию на июль 2015 года, которые в последующем могут быть уточнены) и показателей прогноза социально-экономического развития Тверской области на 2014 год и на период 2015 и 2016 годов, разработанного в 2013 году и одобренного распоряжением Правительства Тверской области от 27.08.2013 N 422-рп "О прогнозе социально-экономического развития Тверской области на очередной финансовый 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов".
Наименование | Единица измерения | 2014 год | 2014 год отчет | Отклонение: прогноз - к отчету (%, процентных пунктов) | ||
вариант 1 (базовый) | вариант 2 (целевой) | вариант 1 (базовый) | вариант 2 (целевой) | |||
Численность постоянного населения (среднегодовая) - всего | тыс. | 1322,0 | 1323,0 | 1320,2 | 0,1 | 0,2 |
Индекс промышленного производства (раздел C: Добыча полезных ископаемых + раздел D: Обрабатывающие производства + раздел E: Производство и распределение электроэнергии, газа и воды) | % к предыдущему году | 100,7 | 103,1 | 96,8 | 3,9 | 6,3 |
Продукция сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий | в % к предыдущему году | 102,4 | 102,7 | 99,2 | 3,2 | 3,5 |
Объем инвестиций (в основной капитал) за счет всех источников финансирования - всего | в % к предыдущему году в сопоставимых ценах | 107,3 | 108,3 | 90,4 | 16,9 | 17,9 |
Фонд заработной платы работников | млн руб. | 118080,0 | 119710,0 | 112056,4 | 5,4 | 6,8 |
Индекс потребительских цен | в % к предыдущему году, среднегодовой | 105,3 | 105,3 | 109,1 | -3,8 | -3,8 |
декабрь к декабрю предыдущего года, % | 105,0 | 105,0 | 113,6 | -8,6 | -8,6 | |
Оборот розничной торговли | млн руб. в ценах соответствующих лет | 197815,0 | 198004,0 | 202162,6 | -2,2 | -2,1 |
в % к предыдущему году в сопоставимых ценах | 104,8 | 104,9 | 104,9 | -0,1 | 0,0 | |
Объем платных услуг населению | млн. руб. в ценах соответствующих лет | 45629,5 | 45860,7 | 42022,7 | 8,6 | 9,1 |
в % к предыдущему году в сопоставимых ценах | 102,72 | 103,24 | 95,0 | 7,7 | 8,2 | |
Ввод в эксплуатацию жилых домов за счет всех источников финансирования | тыс. кв. м общей площади | 465,0 | 525,0 | 538,1 | -13,6 | -2,4 |
Численность безработных, зарегистрированных в службах занятости населения (на конец года) | тыс. человек | 7,1 | 7,0 | 6,7 | 6,0 | 4,5 |
Уровень зарегистрированной безработицы (на конец года) | % к экономически активному населению | 1,0 | 0,9 | 0,9 | 0,1 | 0,0 |
Реальные денежные доходы | в % к предыдущему году | 104,8 | 105,7 | 98,1 | 6,7 | 7,6 |
Пояснения причин имеющихся отклонений прогнозных показателей от данных оперативной отчетности приводятся ниже.
Отклонения прогнозируемого значения показателя "Численность постоянного населения (среднегодовая) - всего" от предварительных статистических данных за 2014 год незначительны и составили 0,1% по 1 варианту прогноза и 0,2% - по 2 варианту прогноза, что обусловлено снижением миграционного прироста населения.
Фактическое значение индекса промышленного производства за 2014 год по трем видам экономической деятельности - "Добыча полезных ископаемых" (C), "Обрабатывающие производства" (D), "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды" (E) - (96,8%) сложилось ниже прогнозируемого по 1 варианту прогноза на 3,9 процентного пункта, по 2 варианту - на 6,3 процентного пункта.
Отклонения значений показателей за 2014 год от параметров, утвержденных в Прогнозе на период до 2016 года, обусловлено, прежде всего, неоднократным уточнением Тверьстатом отчетных значений показателей, в том числе за счет ретропересчета в январе 2014 года на новый базисный год, изменением макроэкономической ситуации, связанной с введением секторальных санкций в отношении российской экономики, а также переносом на более поздний период срока ввода новых промышленных объектов.
В частности, Тверьстат в соответствии с Регламентом разработки и публикации данных по производству продукции добывающих, обрабатывающих производств, производству и распределению электроэнергии, газа и воды, утвержденным Росстатом и Минэкономразвития России, изменил отчетные данные за 2012 - 2013 годы: отчетные данные за 2012 год - с 108,0% до 105,8% (2-ая оценка) и 111,0% (с учетом ретропересчета), за 2013 год - с 103,4% до 101,3% (1-ая оценка) и 102,1% (2-ая оценка).
Таким образом, при разработке прогноза промышленного производства на 2014 год в качестве отчетной базы был использован индекс промышленного производства за 2012 год, равный 108,0%, значение которого за счет ретропересчета увеличилось до 111,0%, т.е. на 3 процентных пункта.
Превышение индекса промышленного производства по 1 и 2 вариантам прогноза по сравнению с его фактическим значением за 2014 год также обусловлено ухудшением финансовых результатов деятельности промышленных предприятий, вызванным негативным влиянием изменившихся внешних условий, резкой девальвацией и сокращением внутреннего спроса, а также ухудшением условий доступа к финансированию.
В результате по итогам 2014 года в области впервые после кризиса 2008 года отмечается падение объемов промышленного производства как в обрабатывающих производствах (96,0% к 2013 году), так и в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды (98,8%).
Спад производства на предприятиях, относящихся к обрабатывающим производствам, зафиксирован по 5 разделам из 14. Наибольший спад (на 45,1%) был отмечен по разделу "производство транспортных средств и оборудования", что обусловлено низким уровнем обеспечения предприятий заказами. На 13% и более процентов снизилось производство продукции по разделам "производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования" (83,5% к уровню 2013 года) и "производство кожи, изделий из кожи и производство обуви" (87,2%).
Сдерживающее влияние на индекс промышленного производства также оказал перенос на более поздний период сроков ввода в действие нового экскаваторного завода "Хитачи" в Калининском районе, инвестиционного проекта в области освоения лесов ООО "ЛПХ Сияние" в Западнодвинском районе, завода по изготовлению красок, защитных покрытий ООО "Пластик Строймаркет" в Калининском районе, завода по производству красок и лаков для покрытия металлоконструкций ООО "Тверской лакокрасочный завод".
По показателю "Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий" за 2014 год отклонение прогнозного значения от фактического составило 3,2 процентного пункта по 1 варианту прогноза и 3,5 процентного пункта - по 2 варианту.
По предварительным данным, в целом по всем категориям хозяйств Тверской области объем производства продукции сельского хозяйства в 2014 году составил 27,6 млрд руб., или 99,2% в сопоставимых ценах к уровню 2013 года, в том числе по сельхозпредприятиям области - 101,6%, по хозяйствам населения - 95,4%, по фермерским хозяйствам - 106,6%.
Отклонение сложившегося показателя по объему производства продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств от ранее планируемого обусловлен, прежде всего, значительным сокращением производства продукции растениеводства - на 2,9% (против планируемого прироста 0,6%). Спад объемов производства продукции растениеводства вызван сокращением продукции растениеводства в хозяйствах населения на 6,9% в результате снижения посевных площадей и урожайности сельскохозяйственных культур.
Вместе с тем достигнут рост объемов продукции животноводства по всем категориям хозяйств на 0,6% (планировался - 3,6%) за счет увеличения объемов производства мяса скота и птицы (выращивание) во всех категориях хозяйств. Более низкий темп роста обусловлен сокращением объемов производства мяса птицы (выращивание) в 2014 году на ООО "Дантон-Птицепром "Ржевская птицефабрика" в связи с тяжелой ситуацией, сложившейся в отрасли (рост цен на инкубационное яйцо и корма, увеличение ставок по кредитам).
По показателю "Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования" в сопоставимых ценах за 2014 год отклонение прогнозного значения от фактического составило 16,9% по 1 варианту прогноза и 17,9% - по 2 варианту. Вышеназванные отклонения связаны с приостановкой реализации ряда инвестиционных проектов в связи с введением экономических санкций в отношении России и возникшими в результате этого финансовыми проблемами инвесторов.
В частности, на территории области в 2014 году приостановлена реализация следующих крупных проектов:
- ООО "Холдинговая компания Инкор" (строительство молочно-мясного комплекса на 5000 дойных коров) в Кашинском районе;
- ООО "НПО Мобильные клиники" (строительство завода по производству мобильных медицинских комплексов) в Ржевском районе;
- ООО "Сервис Катализаторных Систем" (строительство установки регенерации и активации катализаторов гидрогенизационных процессов нефтепереработки) в Западнодвинском районе.
По показателю "Фонд заработной платы работников" отклонение прогнозных значений от оперативных статистических данных за 2014 год по 1 варианту прогноза составило 5,4%, по 2 варианту - 6,8%. Данный факт обусловлен снижением интенсивности темпов роста средней заработной платы по сравнению с прогнозными значениями, что связано с замедлением темпов роста заработной платы в сложившихся экономических условиях как на предприятиях в сфере производства, так и в социальной сфере (повышение средней заработной платы медицинским, педагогическим и социальным работникам, работникам культуры в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597).
Кроме того, по сравнению с прогнозной оценкой произошло уменьшение среднесписочной численности работников предприятий и организаций (в среднем на 3%), что непосредственно влияет на размер фонда заработной платы.
Показатель "Фонд заработной платы работников" формировался на основе оперативных данных статистики и информации, представленной администрациями муниципальных образований Тверской области.
По показателю "Индекс потребительских цен" отклонение прогнозного значения по среднегодовому индексу потребительских цен от фактического значения составило минус 3,8 процентного пункта по двум вариантам прогноза.
По показателю "Индекс потребительских цен" за декабрь 2014 года к декабрю 2013 года отклонение прогнозной величины от фактического значения составило минус 8,6 процентного пункта, что объясняется значительным повышением цен в 2014 году на продукты питания (на 19%), непродовольственные товары (на 9,6%) вследствие введения эмбарго на отдельные виды продуктов питания, ослабления курса рубля.
Прогноз показателей по индексу потребительских цен разрабатывался на основе индексов цен, сложившихся в 2013 году, и прогнозных показателей инфляции до 2016 года, направленных Минэкономразвития России.
Следует отметить, что в целом по России фактический индекс потребительских цен в декабре 2014 года к декабрю 2013 года превысил прогнозное значение (105,3%) на 6,1 процентного пункта и составил 111,4%.
По показателю "Оборот розничной торговли" отклонение прогнозной величины к фактическому значению составило минус 2,2% по 1 варианту прогноза и минус 2,1% - по 2 варианту прогноза, что обусловлено более высоким уровнем сложившегося показателя индекса-дефлятора оборота розничной торговли по отношению к принимаемому в расчетах для прогноза в результате превышения фактического уровня инфляции над ожидаемыми параметрами. Отклонение показателя по темпам роста к предыдущему году в сопоставимых ценах по 1 варианту незначительно (минус 0,1 процентного пункта), по 2 варианту отклонение отсутствует.
По показателю "Объем платных услуг населению" отклонение прогнозной величины к фактическому значению составило плюс 8,6% по 1 варианту прогноза и плюс 9,1% - по 2 варианту прогноза, что связано с сокращением объемов транспортных услуг (на 11,4% в сопоставимых ценах), жилищных (на 6,7%), коммунальных (на 5,3%), связи (на 2,8%) и обусловлено снижением потребительской активности населения в результате роста цен на товары и услуги.
По показателю "Ввод в эксплуатацию жилых домов за счет всех источников финансирования" в 2014 году отклонение прогнозного значения от фактического составило минус 13,6% по 1 варианту прогноза и минус 2,4% - по 2 варианту.
В 2014 году вместо запланированных к вводу 465 - 525 тыс. кв. м жилья фактически предприятиями и организациями всех форм собственности и индивидуальными застройщиками введено в действие 538,0 тыс. кв. м общей площади жилых домов, что составляет 106,6% к уровню 2013 года.
Увеличение объемов ввода жилья стало возможным в связи с активной реализацией проектов комплексного освоения территорий. В городе Твери осуществляется комплексная застройка по ул. Озерная, ул. Псковская, ул. Оснабрюкская, Октябрьскому проспекту. Вовлекаются в оборот земли, находящиеся в частной собственности. Активно реализуются проекты комплексного освоения территорий в Калининском районе (проекты "Слободка", "Новый город").
По показателю "Численность безработных, зарегистрированных в службах занятости населения Тверской области (на конец года)" отклонение прогнозных значений от факта по данному показателю по 1 варианту составило 6,0%, по 2 варианту - 4,5%.
Значительное снижение численности безработных по отношению к прогнозируемым величинам обусловлено успешной реализацией в Тверской области ряда программ по содействию занятости населения как на областном, так и на муниципальном уровнях, а также обеспечением самозанятости безработных граждан за счет малого бизнеса и вводом новых рабочих мест за счет реализации инвестиционных проектов.
По показателю "Уровень зарегистрированной безработицы (на конец года)" отклонение прогнозных параметров от фактических значений по данному показателю по 1 варианту незначительное (0,1 процентного пункта), по 2 варианту отклонение отсутствует.
По показателю "Реальные денежные доходы" отклонение прогнозных значений показателя от фактического по 1 варианту прогноза составляет 6,7 процентного пункта, по 2 варианту - 7,6 процентного пункта, что обусловлено замедлением роста номинальных денежных доходов населения, в основном, из-за снижения темпов роста заработной платы и уменьшения наличных сбережений населения, а также ускорением темпов инфляции.