Действующий

Об утверждении Схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Республики Татарстан (с изменениями на 25 июля 2023 года)



3.2. Сведения о численности охотников в Республике Татарстан


Формирование охотничьего пресса в Республике Татарстан происходит, как правило, за счет местных охотников, что связано с неразвитостью иностранного и межрегионального охотничьего туризма в республике.


Предусматривается два варианта охотничьих билетов: членский охотничий билет и охотничий билет единого федерального образца. При этом удостоверением на право охоты является только охотничий билет единого федерального образца. Таким образом, правовой статус охотника неразрывно связан с наличием государственного охотничьего билета (статья 20 Закона "Об охоте").


Охотничьи билеты единого федерального образца в республике выдаются Государственным комитетом Республики Татарстан по биологическим ресурсам (далее - уполномоченный государственный орган). Членские охотничьи билеты выдаются гражданам соответствующими общественными объединениями охотников. Членский охотничий билет при выдаче единого охотничьего билета не изымается и остается как документ, удостоверяющий членство гражданина в общественной организации, которая может предоставлять различные, в том числе экономические, льготы лицам, состоящим в данной организации.


Охотничьи билеты единого федерального образца выдаются с 1 июля 2011 года. На 1 декабря 2020 года в Республике Татарстан выдано 59 152 билета такого вида. При этом согласно статье 20 Закона "Об охоте" к охотнику приравнивается работник юридического лица или индивидуального предпринимателя, выполняющий обязанности, связанные с осуществлением охоты и сохранением охотничьих ресурсов, на основании трудового или гражданско-правового договора. В настоящее время на территории Республики Татарстан зарегистрированы 66 юридических лиц, осуществляющих деятельность в области охоты. Кроме того, зарегистрированы 4 индивидуальных предпринимателя, осуществляющих деятельность в сфере охотничьего хозяйства.


В настоящее время общая численность граждан, проживающих на территории Республики Татарстан и состоящих в общественных охотничьих объединениях, составляет около 18 ООО человек. Таким образом, около 50% охотников республики предпочитают членство в общественных охотничьих объединениях.


В Республике Татарстан зарегистрирована одна общественная организация, входящая в состав Общероссийской ассоциации общественных объединений охотников и рыболовов "Ассоциация Росохотрыболовсоюз" - Региональная общественная организация "Общество охотников и рыболовов Республики Татарстан" (РОО "Татохотрыболовобщество"). В настоящее время подходы к ценообразованию в охотничьих хозяйствах РОО "Татохотрыболовобщество" таковы, что наиболее активным охотникам экономически выгоднее состоять в общественном охотничьем объединении, поскольку стоимость охотничьих услуг для граждан, не являющихся членами общественной организации, в среднем в 2 раза выше. С определенной долей достоверности можно полагать, что члены охотобществ (50% охотников) - это та часть охотников республики, которая фактически активно охотится на территории региона, не являясь лишь владельцами охотничьего оружия. Это утверждение обосновано тем, что в отличие от владельцев членских охотбилетов, обладатели только государственных охотбилетов не несут никаких ежегодных и других периодических расходов в виде взносов и других платежей. То есть для граждан, имеющих статус охотника и желающих охотиться, экономически выгоднее состоять в объединении. А для граждан, имеющих статус охотника (и государственный охотбилет), но фактически не охотящихся, выгоднее не нести расходов, связанных с членством в общественной организации. Следовательно, непосредственный пресс охоты на территории региона фактически формируется за счет 50% от общего числа охотников.


Следует также отметить, что транспортная доступность охотничьих угодий Республики Татарстан обеспечивает охотникам, зарегистрированным по месту жительства в одном районе республики, возможность охотиться в других районах, необязательно смежных с районом проживания, что зачастую и происходит. Поэтому оценка распределения мест проживания охотников по районам не имеет значения для оценки охотничьей нагрузки на те или иные охотничьи угодья.