Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2016 - 2020 ГОДЫ


2.2. Проблемы инновационного развития региона


В последние годы наблюдается тенденция замедления экономического роста в России. В связи с осложнениями международной обстановки и ухудшением конъюнктуры мировых рынков энергоносителей в 2014 году произошла резкая девальвация курса рубля, инфляция превысила прогнозируемый правительством уровень более чем в два раза. На этом неблагоприятном фоне значительно возросли риски осуществления инвестиционной деятельности и обострились следующие проблемы инновационного развития.

1. Начиная с 2012 года наблюдается тенденция падения инвестиционной активности в России в целом и в Воронежской области в частности. При этом более быстрыми темпами снижаются объемы инвестиций в инновационные проекты. Предприниматели Воронежской области заметно уменьшили инвестиционные вложения в инновации, а государство в условиях рецессии и санкций не имеет возможности компенсировать снижение объемов частного венчурного инвестирования.

2. За относительно благополучные годы после мирового кризиса 2007 - 2009 годов федеральным и региональным институтам развития не удалось наладить эффективного взаимодействия с крупными зарубежными венчурными институтами, с помощью которых в разное время обеспечивался инновационный рост ряда стран, в короткие сроки создавших эффективные инновационные системы (Сингапур, Республика Корея, Израиль, Финляндия и др.). В условиях сложной международной обстановки для привлечения международного венчурного капитала необходимо приложить гораздо большие усилия, чем за последние 5 - 7 лет.

3. Трансфер инновационных технологий и модернизация производства в настоящее время сильно затруднены из-за резкого падения курса рубля и осложнения международной обстановки.

4. В России в целом и в Воронежской области в частности не удалось создать рынка инноваций. Крупные компании относятся в основном к сырьевому сектору и слабо заинтересованы в приобретении передовых технологий, более 50% которых относятся к сферам информационных технологий и биотехнологий. В силу целого ряда причин, в частности связанных с обеспечением защиты государственной тайны, высокотехнологичные государственные компании военно-промышленного комплекса также не могут активно действовать на рынках инноваций.

5. Опыт развитых и успешных стран показывает, что вложения в создание инновационных систем на федеральном уровне и на уровне Воронежской области недостаточны для развития инновационной инфраструктуры и стимулирования частной инициативы в инновационной деятельности.

Кроме того, в Воронежской области остаются нерешенными следующие проблемы:

- недостаточная координация работ органов государственного и муниципального управления в вопросах инновационного развития;

- недостаточный интерес крупных предприятий Воронежской области к отечественным разработкам при осуществлении модернизации своих производств;

- низкая эффективность инновационной деятельности вузов, недостаточное использование имеющегося потенциала в области коммерциализации знаний;

- недоступность кредитных ресурсов для финансового обеспечения реализации инновационных проектов.

В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Воронежской области на период до 2020 года условиями достижения цели и решения задач развития инновационно-технологического сектора является интеграция научно-образовательной, инновационно-технологической сферы и реального сектора экономики, которая позволит провести модернизацию регионального промышленного комплекса и активизировать инновационные процессы в муниципальных районах.