Недействующий

Об утверждении Лесного плана Ямало-Ненецкого автономного округа (с изменениями на 27 ноября 2018 года) (утратило силу на основании постановления Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 22.02.2019 N 19-ПГ)

2.5.2. Планируемые мероприятия по защите лесов, включая лесозащитное районирование, лесопатологические обследования, работы по локализации и ликвидации вредных организмов, санитарно-оздоровительные мероприятия

(в ред. постановления Губернатора ЯНАО от 06.06.2017 N 61-ПГ)


Документом федерального уровня, регламентирующим ведение мероприятий по защите лесов, являются Правила санитарной безопасности в лесах, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2017 года N 607.


(в ред. постановления Губернатора ЯНАО от 21.03.2018 N 22-ПГ)


Документом автономного округа в области охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесовосстановления является Закон автономного округа от 22 июня 2007 года N 68-ЗАО "О регулировании лесных отношений на территории Ямало-Ненецкого автономного округа".


Основной задачей системы лесозащитных мероприятий является сохранение биологической устойчивости лесных биогеоценозов и снижение ущерба от вредителей и болезней леса. Для оптимизации систем лесозащиты, связи лесозащитных мероприятий со всеми процессами лесовосстановления и лесоэксплуатации проводится лесозащитное районирование. По приведенным критериям территория лесов автономного округа отнесена к району слабой лесопатологической угрозы. Оценка санитарного состояния лесов в 2013 году дана в отчете ФБУ "Российский центр защиты леса" филиал "Центр защиты леса Тюменской области" "Обзор санитарного и лесопатологического состояния лесов Ямало-Ненецкого автономного округа за 2013 год и прогноз лесопатологической ситуации на 2014 год".


Санитарное состояние лесов автономного округа признано удовлетворительным. В целом оно соответствует естественному санитарному состоянию таежных лесов Крайнего Севера. Угрозы возникновения крупных очагов вредных организмов нет. Существенным сдерживающим их фактором являются суровые климатические условия, которые не способствуют массовому размножению вредных организмов в случае их появления.


Фактором, снижающим санитарное состояние лесов автономного округа, является техногенное воздействие на них по причине освоения нефтяных и газовых месторождений в пределах границ земель лесного фонда. Нарушение территориальной целостности лесных массивов, появление мелких участков леса с ослабленным древостоем, захламленность этих участков промышленным мусором - все это снижает их санитарную, экологическую устойчивость. Появляются участки леса - потенциальные места заселения вредными организмами. Условно территории лесов автономного округа можно разделить на леса с благополучным санитарным прогнозом и леса, где можно прогнозировать ухудшение санитарного состояния. К первым относятся леса на землях Ямальского, Красноселькупского и Надымского лесничеств - 73% общей площади лесов на землях лесного фонда. Вторая часть - это леса на землях Тарко-Салинского и Ноябрьского лесничеств - 27% общей площади лесов на землях лесного фонда.


С учетом данных, приведенных в упомянутом выше отчете и прогнозе санитарного состояния лесов, на период действия настоящего Лесного плана проектируется следующий ежегодный объем лесозащитных мероприятий (таблица 2.5.2.1).


Объемы мероприятий по защите лесов от вредных организмов по лесничествам и по годам планируемого периода приведены в приложении N 17 к настоящему Лесному плану.