Автономный округ, входя в состав Арктической зоны, обеспечивает государственные стратегические интересы России, а его бореальные леса являются экологическим форпостом страны.
Специфика лесного фонда автономного округа требует особого подхода при реализации переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, особенно при создании системы государственного управления лесами.
Возрождение лесного комплекса автономного округа входит в число приоритетов для разработки государственной программы, реализация которой позволит создать условия для привлечения инвестиций в развитие отрасли, с одной стороны. Решение социальных проблем, обеспечение растущего уровня потребления древесины, с другой. Правительство автономного округа работает над созданием устойчивой модели эффективного социально-ответственного лесоуправления на качественно ином уровне.
Леса автономного округа, являясь бореальными, выполняют очень важную средообразующую и климаторегулирующую функции, обеспечивают широкое биоразнообразие природных компонентов.
Прошедшая в сентябре 2012 года (г. Салехард) Международная научно-практическая конференция "Проблемы и пути совершенствования управления бореальными лесами" в ряде других проблем отметила также высокую степень уязвимости экосистем бореальных лесов. Замедленное их самовосстановление, неустойчивость ландшафтов к внешним воздействиям и как следствие, необходимость особенно пристального внимания к проблемам экологии.
Законодательством Российской Федерации предусмотрено сохранение окружающей среды и биологическое разнообразие лесных экосистем.
Решение проблем сохранения окружающей среды и биоразнообразия в системе лесного хозяйства проводится следующими способами:
1) ограничение лесохозяйственной деятельности (выделение защитных лесов) и исключение участков леса из хозяйственной деятельности (выделение особо защитных участков леса);
2) сохранение редких и исчезающих видов, занесенных в Красную книгу;
3) на покрытой лесом территории, включенной в хозяйственную деятельность, проектированием и ведением разных видов пользования лесом с максимальным сохранением окружающей среды и биологического разнообразия;
4) постоянный и действенный контроль соблюдения требований лесного законодательства.
Перечень площадей, где ограничена или запрещена хозяйственная деятельность, приведен в таблице 1.1.7.2.
Общая площадь насаждений, исключенных из расчета пользования, составляет 6277,8 тыс. га, или 40,3% площади покрытых лесной растительностью земель.
Площадь собственно защитных лесов, по данным государственного лесного реестра, на 01 января 2015 года, составляет 13135,3 тыс. га - 40,6% общей площади лесов автономного округа, в том числе защитные леса на землях лесного фонда - 12496,7 тыс. га, или 39,4% его площади.