Характеристика автомобильных дорог и зимников в пределах границ лесного фонда (по данным на 01.01.2015)
Наименование дороги | Единица измерения | Всего протяженность |
1 | 2 | 3 |
Автомобильные грунтовые - всего | км | 45685 |
В том числе с твердым покрытием | км | 42214 |
Грунтовые | км | 3471 |
Дороги зимнего действия (зимники) | км | 45000 |
Всего | км |
________________
* Примечание.
В том числе зимние автомобильные дороги районного значения:
- с. Толька - Южно-Харампурское месторождение | - 154 км; |
- с. Толька - с. Ратта | - 184 км; |
- с. Красноселькуп - Р. 46 Черничного месторождения | - 21 км; |
- с. Толька - Р. 381 Акайтемского месторождения | - 42 км. |
Приведенный перечень дорог показывает на неравномерность развития дорожной сети и ее привязанности к объектам нефтегазового комплекса.
Так, в наиболее освоенных лесничествах - Надымском, Таркосалинском и Ноябрьском - протяженность дорог вместе с зимниками равна 1,05 км на 1 тыс. га земель лесного фонда. В двух остальных лесничествах она равна 0,2 км на 1 тыс. га.
В целом по автономному округу протяженность дорог в пределах границ лесничеств равна 0,6 км на 1 тыс. га земель лесного фонда (для сравнения - в среднем по Российской Федерации 1,46 км/тыс. га лесов, в Финляндии - 40 км/тыс. га лесов). Нормативный показатель наличия дорог, необходимый для освоения расчетной лесосеки, равен 7 км на 1 тыс. га. Не менее 30 - 35% этих дорог должны иметь твердое покрытие, то есть обеспечивать круглогодичное их использование (С.Г.Синицин, 1987 г.).
В силу экономических условий планирование достижения величин такого показателя будет необъективным. Но в целом отсутствие развитой и равномерно расположенной сети дорог является отрицательным моментом - фактором, сдерживающим темпы развития лесного сектора экономики автономного округа в целом.
Как один из способов увеличения протяженности дорог в лесах автономного округа, при составлении проектов рекультивации земель, возвращаемых в состав земель лесного фонда, не проектируется рекультивация участков, занятых дорогами. Использование таких дорог позволяет улучшить доступность лесов при тушении пожаров и проведении хозяйственных работ.