Особенностью автономного округа является проживание на его территории коренных малочисленных народов Российской Федерации - ненцев, селькупов, ханты, входящих в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 года N 255.
Стойбища, охотничьи участки, закрепленные за коренными малочисленными народами Севера и иными лицами, не относящимся к коренным малочисленным народам Севера в автономном округе, постоянно проживающими в местах традиционного проживания и ведущими кочевой и полукочевой образ жизни, связанный с традиционной хозяйственной деятельностью на территории автономного округа, священные места, культовые сооружения, места захоронения предков, места древних поселений являются местами традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера и нуждаются в установлении особого правового режима использования лесных участков.
Ввиду того, что комплексной этнографической экспертизы в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности не проводилось, данные о священных местах, культовых сооружениях, местах захоронения предков, местах древних поселений носят разрозненный, неполный характер, что зачастую приводит к возникновению конфликтных ситуаций между недропользователями и коренными малочисленными народами Севера.
Разрабатываемые нефтяные месторождения часто совпадают с местами традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера. Традиционная хозяйственная деятельность предполагает сезонные миграции коренных малочисленных народов Севера, поэтому кроме стойбищ имеются избушки (временное жилье) внутри охотничьих участков, часто не отмеченные на топографических картах.
(в ред. постановления Губернатора ЯНАО от 27.11.2018 N 142-ПГ)
Для получения полной и достоверной информации о священных местах, культовых сооружениях, местах захоронения предков, местах древних поселений необходимо провести государственную этнологическую экспертизу в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера.
В ряде случаев требуется проведение дополнительных исследований лесных участков, планируемых к предоставлению, а также мероприятий по сохранению объектов культурного наследия. Для их проведения заказчик хозяйственного освоения привлекает специализированные научные организации, имеющие в штате археологов, историков, этнографов. Сами мероприятия включают в себя:
- натурное обследование археологами отводимых земель;
- углубленное изучение архивных материалов и специальной литературы о ранее проведенных на этих территориях исследованиях;
- получение заключения государственной историко-культурной экспертизы в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
В настоящее время данный механизм позволяет достаточно эффективно обеспечивать сохранность объектов культурного наследия на лесных землях. Крупные организации, работающие на лесных землях, смогли построить эффективную систему реализации мероприятий по обеспечению сохранности памятников истории и культуры в зонах строительных работ.
В рамках инвентаризации археологического наследия специалистами проводится съемка топографических планов археологических памятников в соответствии с землеустроительными нормативами. Это позволяет получать точные координаты территорий археологических объектов и их границ. Установление ограничений, связанных с земляными работами и нарушением почвенного покрова на лесных землях, где расположены археологические памятники, позволит снизить риск причинения им ущерба.
Таким образом, использование лесов с учетом требований законодательства в области охраны объектов культурного наследия, координация департамента и пользователей лесом позволят обеспечить рациональное использование лесных земель и сохранность расположенных на них памятников истории и культуры.