Недействующий

Об утверждении Лесного плана Ямало-Ненецкого автономного округа (с изменениями на 27 ноября 2018 года) (утратило силу на основании постановления Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 22.02.2019 N 19-ПГ)



Таблица 1.1.7.2


ООПТ на землях лесного фонда (по данным на 2013 год)

Наименование ООПТ. Профиль

Местоположение

Основание к выделению ООПТ

Площадь (тыс. га)

лесничество

участковое лесничество

1

2

3

4

5

1. Государственные природные заказники федерального значения

Государственный природный заказник федерального значения "Куноватский"

Ямальское

Горковское

постановление Совета Министров РСФСР от 06.01.1982 N 14

147,0 (основной участок - Куноватский)

Государственный природный заказник федерального значения "Надымский"

Надымское

Пангодинское

постановление Советов Министров РСФСР от 06.01.1982 N 14

564,0

2. Государственный заказник регионального значения

"Верхнеполуйский"

Ямальское

Приуральское

постановление Администрации автономного округа от 20.02.2009 N 78-А

195,3

"Собты-Юганский"

Ямальское

Приуральское

постановление Администрации автономного округа от 28.01.2010 N 45-А

358,4

"Полярно-Уральский"

Ямальское

Приуральское

постановление Правительства автономного округа от 14.12.1996 N 462-П

32,6

"Пякольский"

Красноселькупское

Красноселькупское

постановление Правительства автономного округа от 28.03.2013 N 184-П

439,4

"Полуйский"

Ямальское

Приуральское

постановление Правительства автономного округа от 20.11.2012 N 960-П

63,3

Всего площадь

1800,0


По данным схемы территориального планирования автономного округа, утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 07 сентября 2018 года N 966-П, более 30% площади ООПТ находится в районах сильной и умеренной нарушенности экосистем и заняты лицензионными участками для целей недропользования, что не позволяет им в полной мере выполнять средоохранные функции.


(в ред. постановлений Губернатора ЯНАО от 21.03.2018 N 22-ПГ, от 27.11.2018 N 142-ПГ)


В связи с дальнейшим усилением хозяйственной деятельности необходимо расширение существующей сети ООПТ и регулирование отношений по образованию и правовым режимам ООПТ. Расширение площади ООПТ до 10 - 15% от общей площади автономного округа считается оптимальным для поддержания экологического равновесия за счет ограничения территориального развития промышленных предприятий, прежде всего нефтегазодобывающих. Необходимость образования новых ООПТ, прежде всего природных парков, обусловлена высокой уязвимостью арктических и субарктических экосистем и их важной ролью в обеспечении устойчивого развития территории.


Для законодательно-правового закрепления выделенных территорий, как перспективных ООПТ - ядер экологического каркаса, требуется утверждение Правительством автономного округа резервного фонда особо охраняемых природных территорий, где должны быть введены особые режимы природопользования.


Вместе с тем, при решении вопросов создания ООПТ именно на землях лесного фонд, следует учитывать уже имеющуюся площадь участков с ограниченной хозяйственной деятельностью. Сведения о таких площадях приведены в подразделе 1.1.7 главы I настоящего Лесного плана.


В автономном округе в категорию земель особо охраняемых природных территорий включены лишь земли государственных природных заповедников, площадь которых составляет 1509,5 тыс. га, а доля в структуре земель автономного округа - 1,8%.


Органами государственной власти автономного округа должно быть принято решение о резервировании земель, которые предполагается объявить землями особо охраняемых природных территорий с последующим изъятием этих земель, в том числе путем выкупа, и об ограничении на них хозяйственной деятельности. В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в исключительных случаях допускается перевод земель сельскохозяйственного назначения, земель водного фонда и участков в составе таких земель в другую категорию, связанных в том числе с созданием особо охраняемых природных территорий. Однако данный Закон не предусматривает создание ООПТ как основание для перевода земель лесного фонда в земли ООПТ. Таким образом согласно упомянутому Закону земли ООПТ, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения, подлежат переводу в земли ООПТ, а земли лесного фонда такому переводу не подлежат.


В схеме территориального планирования автономного округа предлагается резервирование земельных участков для организации трех природных парков в Шурышкарском, Ямальском и Красноселькупском районах, природного заказника (Пуровский и Красноселькупский районы), памятника природы (Красноселькупский район), ограничения на их территории хозяйственной деятельности.


В настоящее время по инициативе Губернатора автономного округа поднят вопрос по передаче полномочий по контролю и охране территорий государственных природных заказников федерального значения "Куноватский", "Надымский" и "Нижне-Обской". Цель данного решения - усиление борьбы с браконьерством на территории заказников, находящихся в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а именно - Росприроднадзора. Из-за трудностей с финансированием эти территории практически не охраняются. При этом ямальские инспектора не имеют полномочий по их охране. Автономный округ готов взять на себя инициативу по охране территорий указанных заказников.


Природный парк регионального значения "Сынско-Войкарский". Проектируемый природный парк биологического профиля "Сынско-Войкарский" организуется в Шурышкарском районе автономного округа, общая площадь земельного участка - 2577077 га. Природный парк состоит из двух обособленных участков:


1) участок "Сынско-Войкарский" общей площадью 2259900 га;


2) участок "Журавлиный" общей площадью 317107 га.


Природный парк создается в целях сохранения и восстановления ресурсов животного мира, в том числе растительного мира, охраны редких и исчезающих видов животных и растений их генофонда, сохранения ландшафтов, нерестовых рек Сынско-Войкарской территории и сложившихся условий жизни и деятельности (охотничий промысел, рыбодобыча) местного населения, для сохранения водно-болотных угодий, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц и журавлиных, охраняемых в соответствии с Рамсарской конвенцией.