Недействующий

Об утверждении Лесного плана Ямало-Ненецкого автономного округа (с изменениями на 27 ноября 2018 года) (утратило силу на основании постановления Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 22.02.2019 N 19-ПГ)

1.4.4. Основные заготовители и потребители древесины и других лесных ресурсов, инвестиционные проекты освоения лесов для заготовки древесины и других лесных ресурсов с созданием лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры

(в ред. постановления Губернатора ЯНАО от 09.11.2015 N 181-ПГ)


Ценность лесов автономного округа - это прежде всего их природоохранная климаторегулирующая роль. Кроме того, леса автономного округа - это зимние пастбища оленей.


Лесное хозяйство автономного округа будет развиваться в направлении сохранения защитных функций лесов, формирования арендных отношений по приоритетным видам использования лесов (нефтедобыча, сельское хозяйство) и увеличения объемов заготовки древесины, углубленной ее переработки.


Особая ценность лесов автономного округа заключается в том, что они являются базой обитания ценных диких животных, которые представляют собой охотничий ресурс, а также используются для выпаса оленей (лесное оленеводство) и являются основой уклада жизни коренных малочисленных народов Севера. Поэтому главной целью лесного хозяйства в перспективе будет являться сохранение и воспроизводство лесов как важнейшего природного компонента окружающей среды на основе рационального природопользования. Для достижения этих целей необходимо сохранять экологический и умножать ресурсный потенциал лесов путем современного воспроизводства, поддержания состава и структуры лесного фонда, создания оптимальных экономических условий для сохранения жизнеспособности лесных популяций и видов растительного и животного мира.


В настоящее время по объему выпускаемой продукции (доля в структуре промышленного производства менее 1%) лесопромышленный комплекс автономного округа не относится к числу ведущих отраслей.


Преобладающая доля лесосечного фонда для промышленного использования является неэффективной ввиду сложных природных условий и низких качественных характеристик спелых древостоев. Ресурсы хозяйственно востребованной древесины ограничены и в перспективе могут иметь местное значение. Они в основном расположены в Красноселькупском, Пуровском и Шурышкарском районах. Самыми значительными лесными ресурсами обладают Красноселькупское лесничество и участковое Горковское лесничество Ямальского лесничества, на долю которых приходится 53% от расчетной лесосеки продуктивных насаждений всего по автономному округу.


Лесная промышленность в автономном округе будет развиваться в основном для удовлетворения местных потребностей. Ближайшие перспективы развития лесной промышленности должны определяться растущим уровнем внутриокружного потребления древесины в связи с развитием нефтегазового комплекса. Основными потребителями древесины будут объекты жилищно-гражданского и промышленного строительства для развивающегося нефтегазового комплекса.


Развитие строительной отрасли напрямую зависит от инвестиционной активности на территории автономного округа. До 2020 года запланирована реализация крупных инвестиционных проектов, таких как "Урал Промышленный - Урал Полярный", освоение месторождений углеводородов полуострова Ямал, развитие энергетики, дорожное строительство и др., которые в перспективе дадут мощный толчок развитию строительной отрасли, а, следовательно, и развитию лесозаготовительного производства.


Прогнозный объем инвестиций в строительную отрасль составит около 90 млрд. долларов США.


Основной объем строительных материалов, используемых в автономном округе, приходится на привозную продукцию (по отдельным видам строительных материалов - от 60 до 100%). Данное соотношение сохранится и в будущем. Однако крупномасштабное развертывание строительных работ на территории автономного округа приведет, несомненно, к росту производства местных строительных материалов.


Потребность автономного округа в древесине состоит из потребности для общеобразовательных учреждений и других учреждений, финансируемых за счет средств местных бюджетов и потребности населения (для удовлетворения местных нужд).


Вопросы потребления древесины, источников удовлетворения потребности, развития заготовки и переработки древесины в автономном округе рассмотрены в отчете о научно-исследовательской работе "Выявление и научное обоснование потенциальных возможностей создания в Ямало-Ненецком автономном округе лесопромышленного кластера на базе вертикально-интегрированного лесозаготовительного и лесопромышленного кластера на инновационной основе при оптимальном использовании местного древесного сырья" (далее - отчет). Указанная работа проведена в 2010 году ООО "Научно-консалтинговый центр "Аудитор-Ч" г. Набережные Челны.


По данным, приведенным в отчете, полученным на основании информации, представленной четырьмя администрациями муниципальных образований в автономном округе, потребность в централизованных поставках деловой древесины и дров на 2010 год составляет 35,6 тыс. м3, в том числе Шурышкарский район - 22,0 тыс. м3, Тазовский район - 8,0 тыс. м3, Приуральский район - 4,5 тыс. м3, Пуровский район - 1,1 тыс. м3.


Общая потребность в дровах на 2013 год определена в объеме 34 тыс. м3. Основными поставщиками топливных дров в 2013 году, как и в предыдущие годы, являются лесозаготовительные предприятия юга Тюменской области. Доставка дров в отдаленные районы автономного округа осуществляется в рамках Северного завоза водным путем.


Определяющим потребителем древесины и изделий из нее являются строительные организации, предприятия различных форм собственности. Точно определить объем потребности не представляется возможным. С определенностью можно сказать, что потребность в древесине и изделиях из нее в абсолютном большинстве удовлетворяется за счет привозных лесоматериалов. В связи с развертыванием работ по крупномасштабному дорожному строительству, реализации жилищных программ спрос на строительные материалы, в том числе на древесину, имеет тенденцию к увеличению.