(с изменениями на 12 декабря 2023 года)
(в ред. Постановлений главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 11.03.2016 N 110, от 20.11.2017 N 886, от 28.02.2018 N 74, от 13.08.2018 N 479, от 30.07.2019 N 471, от 28.07.2021 N 439, Постановлений Губернатора Краснодарского края от 06.09.2023 N 673, от 12.12.2023 N 1075)
1. Утвердить План мероприятий ("дорожную карту") "Повышение значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в Краснодарском крае" (прилагается).
2. Органам исполнительной власти Краснодарского края обеспечить реализацию Плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в Краснодарском крае" в сфере установленных полномочий.
3. Департаменту печати и средств массовых коммуникаций Краснодарского края (Пригода) обеспечить размещение (опубликование) настоящего постановления на официальном сайте администрации Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и направление на "Официальный интернет-портал правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Краснодарского края Минькову А.А.
(в ред. Постановления Губернатора Краснодарского края от 06.09.2023 N 673)
5. Постановление вступает в силу с 1 января 2016 года.
Глава администрации (губернатор)
Краснодарского края
В.И.КОНДРАТЬЕВ
Утвержден
постановлением
главы администрации (губернатора)
Краснодарского края
от 10 декабря 2015 г. N 1178
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") "ПОВЫШЕНИЕ ЗНАЧЕНИЙ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ ОБЪЕКТОВ И УСЛУГ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ"
(в ред. Постановлений главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 11.03.2016 N 110, от 20.11.2017 N 886, от 28.02.2018 N 74, от 13.08.2018 N 479, от 30.07.2019 N 471, от 28.07.2021 N 439, Постановлений Губернатора Краснодарского края от 06.09.2023 N 673, от 12.12.2023 N 1075)
Государственная поддержка и социальная защита инвалидов в современных социально-экономических условиях является одной из важнейших задач общества. В 2008 году Российская Федерация подписала и в 2012 году ратифицировала Конвенцию Организации Объединенных Наций о правах инвалидов (далее - Конвенция), которая определила принципы построения политики государства в отношении инвалидов.
С учетом требований Конвенции доступная среда определяется как физическое окружение, объекты транспорта, информации и связи, дооборудованные с целью устранения препятствий и барьеров, возникающих у индивида или группы людей с учетом их особых потребностей. Доступность среды определяется уровнем ее возможного использования соответствующей группой населения.
Федеральным законом от 1 декабря 2014 года N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" в 25 Законов Российской Федерации и Федеральных законов внесены изменения, направленные на создание с учетом положений Конвенции взаимоувязанной системы полномочий, функций органов государственной власти и порядков содействия инвалидам в реализации установленных общегражданских прав.
Законодательством Российской Федерации, в том числе Федеральными законами от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи", от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", Градостроительным кодексом Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях определены требования к органам власти и организациям независимо от организационно-правовой формы по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, информации, а также ответственность за уклонение от исполнения этих требований.
Доступная среда жизнедеятельности является ключевым условием интеграции инвалидов в общество. Способность инвалидов быть независимыми экономическими субъектами, участвовать в политической, культурной и социальной жизни общества отражает уровень реализации их прав как граждан социального государства, создает предпосылки для реализации их потенциала и, следовательно, способствует социальному и экономическому развитию государства.
Актуальность решения проблем инвалидов обусловлена их масштабностью. Ежегодно в Краснодарском крае впервые признаются инвалидами около 40,0 тысяч человек; в 2012 году - 433,8 тысячи человек (8,0% от общей численности населения края), в 2013 году 411,5 тысячи человек (7,5% от общей численности населения края), в 2014 году - 412,3 тысячи человек (7,6% от общей численности населения края).
Общая численность инвалидов по зрению в Краснодарском крае составляет 7,0 тыс. человек (1,7% от общей численности инвалидов в крае), инвалидов по слуху - 3,0 тыс. чел. (0,7% от общей численности инвалидов в крае), инвалидов, передвигающихся с использованием кресел-колясок (далее - инвалиды-колясочники), - 5,0 тыс. человек (1,2% от общей численности инвалидов в крае). Значительная доля инвалидов (64,5%) имеет 1-ю и 2-ю группы инвалидности вследствие выраженных и значительно выраженных ограничений жизнедеятельности.
Однако число людей, для которых затруднено использование элементов существующей среды жизнедеятельности, гораздо больше, чем зарегистрированное статистикой число инвалидов.
Проблемы реабилитации инвалидов и интеграции их в социальную среду остаются крайне актуальными в связи с тем, что не могут быть решены усилиями только одного ведомства. В этой связи разработка Плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение значений показателей доступности, для инвалидов объектов и услуг в Краснодарском крае" позволит спланировать и систематизировать работу органов исполнительной власти Краснодарского края по формированию доступной среды.
Вопросам формирования безбарьерной среды на Кубани уделяется особое внимание. Подготовка к проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи стала одним из основных "ускорителей" в этой работе.
Сегодня в крае сформирована необходимая нормативно-правовая база, реализуются государственная программа Российской Федерации "Доступная среда" и государственная программа Краснодарского края "Доступная среда", которые предусматривают выполнение комплекса мероприятий, позволяющих обеспечить беспрепятственный доступ к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения. Выделяются значительные средства из бюджетов всех уровней на финансирование государственной программы Краснодарского края "Доступная среда" (на период 2016 - 2025 годов предусмотрено 1,1 миллиарда рублей, из них 329,4 миллиона рублей - средства федерального бюджета). Действуют муниципальные программы.
(в ред. Постановления Губернатора Краснодарского края от 06.09.2023 N 673)
Совместными усилиями государственных казенных учреждений Краснодарского края - управлений социальной защиты населения в муниципальных образованиях Краснодарского края (далее - управления социальной защиты населения), органов местного самоуправления, общественных организаций инвалидов во всех муниципальных образованиях края утверждены перечни всех социально значимых для инвалидов объектов, находящихся на территории муниципальных образований. Сформированы реестры приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, проводится мониторинг доступности приоритетных объектов с составлением паспортов доступности и выработкой рекомендаций по приведению их к доступности. Осуществляется информирование жителей края по вопросам создания безбарьерной среды.
(в ред. Постановления Губернатора Краснодарского края от 06.09.2023 N 673)
В 2014 году в реестры приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов включены 11035 объектов. По результатам проведенного мониторинга доступности 10387 приоритетных объектов признаны доступными для всех категорий, инвалидов 4645 объектов, или 44,7% обследованных объектов.
При этом доля доступных для инвалидов и других маломобильных граждан приоритетных объектов в 2014 году составила: больницы - 22%, учреждения социальной защиты населения - 62,6%, учреждения образования - 33,4%, учреждения физической культуры и спорта - 55,7%, информации и связи - 53,3%, учреждения культуры - 33,6% и объектов транспорта и дорожно-транспортной инфраструктуры - 24,9%.
В соответствии с Законом Краснодарского края от 27 апреля 2007 года N 1229-КЗ "Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае" (далее - Закон Краснодарского края от 27 апреля 2007 года N 1229-КЗ) управления социальной защиты населения осуществляют согласование заданий на проектирование объектов социальной инфраструктуры. Этот механизм позволяет уже на стадии проектирования обеспечить в обязательном порядке соблюдение требований доступности на проектируемом объекте.
(в ред. Постановления Губернатора Краснодарского края от 06.09.2023 N 673)
В 2015 году в территориальные управления социальной защиты населения поступило для согласования 2028 заданий на проектирование, из них 1959 согласовано. Всего с 2008 года по 2014 год согласовано 8280 заданий на проектирование.
В рамках мероприятий по профессиональной реабилитации инвалидов органами службы занятости в 2014 году трудоустроено 1856 человек, что составило 37% от общего числа обратившихся инвалидов.
Система профессионального образования Краснодарского края представлена 202 учебными заведениями, в которых обучается 1009 инвалидов. В 45 учреждениях начального профессионального образования обучается 105 детей-инвалидов, в 79 учреждениях среднего профессионального образования - 388 инвалидов, в 78 учреждениях высшего профессионального образования - 616 инвалидов. Доля инвалидов в указанных типах учреждений профессионального образования составляет 0,4%, 0,6% и 0,3% соответственно.
Система учреждений социальной реабилитации инвалидов включает 21 реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями, 40 социально-реабилитационных отделений в комплексных центрах социального обслуживания, 12 реабилитационных центров для инвалидов, а также краевой кризисный центр помощи женщинам и профессиональное училище-интернат для инвалидов.
Спортивные учреждения для инвалидов представлены в 42 муниципальных образованиях края. В Краснодарском крае осуществляет деятельность 16 муниципальных физкультурно-спортивных клубов инвалидов, в 15 детско-юношеских спортивных школах ведется работа со спортсменами-инвалидами и 1 краевой физкультурно-спортивный клуб инвалидов.
В 2014 году в крае систематически занимались физической культурой и спортом 47236 инвалидов, что составило 11,5% от общего числа инвалидов в Краснодарском крае. В состав сборных команд Российской Федерации в 2014 году входило 73 спортсмена-инвалида. На всероссийских и международных соревнованиях спортсменами-инвалидами края завоевано 211 медалей, в том числе 18 медалей на чемпионатах, кубках и первенствах мира.
Численность членов сборных команд Краснодарского края по 22 дисциплинам по 4 видам адаптивного спорта (спорт глухих, спорт слепых, спорт лиц с поражением опорно-двигательного аппарата, спорт лиц с интеллектуальными нарушениями) составила 162 спортсмена-инвалида.
На IV летних Паралимпийских играх в городе Лондоне (Великобритания) спортсменами-инвалидами Кубани завоеваны одна золотая, одна серебряная и две бронзовые медали. На летних Сурдлимпийских играх в г. София (Болгария) спортсменами-инвалидами Краснодарского края завоеваны одна золотая, одна серебряная и одна бронзовая медали.
Координацию деятельности исполнительных органов Краснодарского края по организации безбарьерной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных граждан в соответствии с Законом Краснодарского края от 27 апреля 2007 г. N 1229-КЗ осуществляет орган исполнительной власти Краснодарского края, к полномочиям которого отнесено государственное управление в области социальной поддержки, социального обслуживания населения на территории Краснодарского края.
(в ред. Постановления Губернатора Краснодарского края от 06.09.2023 N 673)
Вместе с тем формирование доступной среды для инвалидов, несмотря на существующую правовую основу и проводимую работу, в Краснодарском крае находится на недостаточном уровне.
Существующий уровень безбарьерной среды не позволяет в полной мере решать вопросы интеграции в общество людей с ограниченными возможностями.
Нерешенность проблемы формирования доступной среды для инвалидов порождает серьезные социально-экономические последствия, основными из которых являются:
дистимуляция трудовой и социальной активности инвалидов, которая негативно отражается на образовательном и культурном уровне инвалидов, уровне и качестве их жизни:
высокая социальная зависимость, вынужденная изоляция инвалидов, осложняющая проведение медицинской, социальной и психологической реабилитации, выступающая в качестве самостоятельного фактора инвалидизации и предопределяющая возрастание спроса инвалидов на медицинские и социальные услуги в стационарных и надомных условиях;
равнодушное отношение к инвалидам в массовом сознании, социальная разобщенность инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами, предопределяющие необходимость проведения соответствующих разъяснительных, образовательно-информационных кампаний;