Мировой опыт свидетельствует, что экологически безопасное природопользование в значительной мере обусловлено совершенствованием действующих механизмов государственного управления в области рационального использования, охраны и восстановления природных ресурсов.
В условиях активного проявления деградационных процессов современное природопользование должно быть ориентировано на рациональное использование природных ресурсов.
В соответствии с Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года стратегической целью государственной политики является решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
Леса являются одним из возобновляемых природных ресурсов, выполняют важнейшие средообразующие и средозащитные функции. Организация устойчивого управления лесами, их многоцелевое, неистощимое использование является стратегически важной задачей.
Принятие Лесного кодекса Российской Федерации значительно расширило возможности для интенсификации использования лесов, внедрения рыночных механизмов в лесном хозяйстве. Вместе с тем передача отдельных полномочий в области городских лесов муниципальным образованиям Российской Федерации обуславливает необходимость повышения эффективности использования лесов, снижение уровня их повреждения неблагоприятными факторами (прежде всего лесными пожарами), достижение требуемого качества работ по воспроизводству лесов и снижение объемов нелегального оборота древесины. Сегодня в лесном хозяйстве накопились проблемы, препятствующие повышению эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, улучшению их продуктивности и качества, сохранению экологических функций лесных насаждений и биологического разнообразия, что значительно снижает перспективы лесного комплекса.
К системным проблемам, сдерживающим эффективное лесоуправление, относятся также недостаточная точность оценки лесоресурсного потенциала, относительно низкий уровень использования современных информационных технологий в лесном хозяйстве.
По состоянию на 1 января 2023 года общая площадь городских лесов, расположенных на землях городского округа "Город Белгород", составляет 1622 га.
Городские леса имеют значительную природную пожарную опасность и требуют постоянного наблюдения в период с апреля по ноябрь. Наибольшее число пожаров возникает в апреле, мае (пик возгораемости - самый высокий класс пожарной опасности по условиям погоды), августе, сентябре.
Происходящие лесные пожары обусловлены высокой плотностью населения и большой рекреационной нагрузкой на лесные насаждения.
В целях предупреждения возникновения лесных пожаров ежегодно обеспечивается выполнение мер противопожарного обустройства лесов, включающих реконструкцию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров, устройство и уход за минерализованными полосами, благоустройство зон отдыха граждан, установку и эксплуатацию шлагбаумов, проведение санитарно-оздоровительных мероприятий.
Основная задача лесозащиты - предупреждение (профилактика) вспышек массового размножения и распространения вредных насекомых и болезней, способных вызвать гибель насаждений или резкое падение прироста древесины и снижение ее деловых качеств. С этой целью в лесах городского округа "Город Белгород" необходимо проводить комплекс работ, включающих санитарно-оздоровительные мероприятия и лесопатологический мониторинг. Санитарно-оздоровительные мероприятия в городских лесах проводятся в виде выборочных, сплошных санитарных рубок и уборки захламленности, которые являются наиболее действенным и быстрым способом, позволяющим улучшить санитарное состояние насаждений и уменьшить потери древесины в результате гибели древостоя. Локализация и ликвидация очагов вредных организмов проводится по мере необходимости.
Лесовосстановление осуществляется в целях восстановления вырубленных, погибших, поврежденных лесов и должно обеспечивать воспроизводство лесных насаждений, сохранение биологического разнообразия лесов и полезных функций лесов. Лесовосстановление осуществляется способом естественного, искусственного или комбинированного воспроизводства лесов. Естественное восстановление лесов осуществляется путем сохранения подроста лесных древесных пород при проведении рубок лесных насаждений, минерализации почвы, огораживании и т.п. Искусственное восстановление лесов осуществляется путем создания лесных культур. Комбинированное восстановление лесов осуществляется за счет сочетания естественного и искусственного лесовосстановления. Лесовосстановительные мероприятия на каждом лесном участке осуществляются в соответствии с проектом лесовосстановления.
В соответствии со статьей 84 Лесного кодекса Российской Федерации, пунктом 26.2 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктом 28.1 части 1 статьи 39 Устава городского округа "Город Белгород", постановлением администрации города Белгорода от 30 марта 2023 года N 34 на территории городского округа "Город Белгород" создано лесничество "Белгородское городское лесничество".
Мероприятия подпрограммы 4 направлены на формирование условий социально-экономического развития города в части обеспечения инновационного уровня использования, охраны, защиты и воспроизводства городских лесов при безусловном сохранении их глобальной экологической значимости.