Действующий

Об утверждении муниципальной программы "Повышение инвестиционной привлекательности города и формирование благоприятного предпринимательского климата" (с изменениями на 13 мая 2024 года)



1. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития


Характеристика сферы реализации подпрограммы 2 приводится по состоянию на 1 октября 2014 года.


(абзац введен постановлением администрации города Белгорода от 13.05.2024 N 70)


Потребительский рынок города Белгорода, являясь крупной составной частью экономики Белгородской области, призван обеспечивать условия для полного и своевременного удовлетворения спроса населения на потребительские товары и услуги; качество и безопасность их предоставления, доступность товаров и услуг на всей территории города.


Потребительский рынок находится в непосредственной зависимости от других рынков, зависит от денежных доходов, платежеспособности населения, регулирует товарно-денежные отношения, способствует повышению конкурентоспособности отечественных товаров и поддерживает рыночный механизм, поэтому создание условий эффективного развития потребительского рынка, совершенствование механизма его регулирования являются одной из важнейших составляющих экономической политики города.


Динамику потребительского рынка характеризуют три основных показателя развития сети: рост объема товарооборота, объем оказываемых услуг, а также степень обеспеченности населения города этими услугами.


Именно оборот розничной торговли и объем оказываемых услуг используются в большинстве развитых стран как индикаторы ожидаемого состояния экономики, а снижение потребительской активности неминуемо ведет к падению темпов экономического роста и непосредственно отражается на динамике розничного товарооборота.


Таким образом, состояние секторов торговли, общественного питания и бытового обслуживания обладает критической значимостью для большинства аспектов жизни города и ее граждан. Неэффективное развитие отрасли может поставить под угрозу развитие экономики, качество жизни, безопасность и здоровье населения.


Анализ развития сферы потребительского рынка в 2011 - 2013 годы показал, что оборот розничной торговли (в сопоставимых ценах) вырос в 2013 году по отношению к 2011 году на 46,9% и составил 115,3 млрд. рублей. Оборот розничной торговли на душу населения по сравнению с 2011 годом увеличился на 41,4% и составил 306,6 тыс. руб.


Обеспеченность населения на 1000 жителей в 2013 году в соответствии с действующими нормативами составила: торговыми площадями - 123,7%, или 985 кв. м; в услугах общественного питания - 122,9%, или 55,3 мест в открытой сети; в бытовых услугах 109,5%, или 9,7 рабочих мест.


В настоящее время на территории города Белгорода осуществляют деятельность 3560 объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения и нестационарной мелкорозничной торговли, что на 290 предприятий больше 2011 года.


Причина столь высокого уровня насыщения рынка города торговыми площадями и услугами - стабильное экономическое положение города, рост доходов населения и спрос на качественную торговую инфраструктуру.


Современная туристическая индустрия является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства. По данным Всемирной туристической организации, туризм с начала XXI века занимает лидирующее положение в мировом экспорте товаров и услуг, обогнав автомобильную промышленность, производство химических продуктов, продуктов питания и другие отрасли.


Средние темпы роста туризма составляют 5 - 7% в год, что намного выше среднегодовых темпов роста мировой экономики в целом. По прогнозам, в ближайшие десятилетия темпы роста туризма сохранятся. Так, к 2020 году доходы от туризма в Российской Федерации должны увеличиться до 2 трлн. долларов США. Туристскую отрасль выгодно отличают и ряд других факторов: небольшие первоначальные инвестиции, быстрый срок окупаемости и достаточно высокий уровень рентабельности проектов, быстрорастущий спрос на туристские услуги.


Туристская отрасль в нашем регионе является одним из основных объектов кластерной политики, прежде всего, в силу своей главной особенности - тесной взаимосвязи с другими отраслями экономики (торговлей, общественным питанием, бытовым обслуживанием, промышленностью, сельским хозяйством, строительством, транспортом и т.д.), которые участвуют в удовлетворении многообразного и комплексного туристического спроса.