таблица 81
Районы-лидеры | Районы со средними показателями объемов производства и конкурентоспособности продукции | Районы со сравнительно низкими показателями хозяйственной деятельности с/х организаций |
Аургазинский Кармаскалинский Мелеузовский Миякинский Стерлитамакский Туймазинский Уфимский Чекмагушевский Чишминский | Абзелиловский Альшеевский Аскинский Баймакский Бакалинский Балтачевский Бижбулякский Благовещенский Буздякский Давлекановский Дюртюлинский Зианчуринский Илишевский Кугарчинский Куюргазинский Мишкинский Стерлибашевский Учалинский Федоровский Хайбуллинский | Архангельский Белокатайский Белорецкий Бирский Благоварский Бураевский Бурзянский Гафурийский Ермекеевский Зилаирский Иглинский Ишимбайский Калтасинский Караидельский Кигинский Краснокамский Кушнаренковский Мечетлинский Нуримановский Салаватский Татышлинский Шаранский Янаульский |
В соответствии с выполненной группировкой рекомендовано:
Для районов-лидеров актуальной остается задача по техническому перевооружению и модернизации существующих сельскохозяйственных предприятий, направленных на увеличение объемов производства и ассортимента продукции конечного потребления, а также приведение ее качества в соответствие с международными стандартами. Модернизация и перевооружение сельскохозяйственных предприятий повлечет незначительное высвобождение части трудовых ресурсов, которые должны быть по возможности переквалифицированы и перераспределены между отдельными хозяйствами района в целях недопущения роста показателя безработицы.
Для районов со средними и сравнительно низкими показателями объемов производства сельскохозяйственной продукции первоочередным условием дальнейшего поэтапного прогрессивного развития является материальная заинтересованность работников, занятых в сельском хозяйстве в результатах своего труда, что немыслимо без государственной поддержки (льготы, субсидии, кредитование с пониженными ставками и т.д.). Этого можно достигнуть только при условии достижения рентабельности сельскохозяйственных предприятий на уровне не ниже 10%, в том числе за счет прямой целевой поддержки аграрных цен (во многих странах именно на нее приходится 60 - 70% и больше объема господдержки). Это в свою очередь ослабляет стремление аграриев получать заемные средства и минимизирует их задолженность по кредитам. Приоритетное развитие должны получить муниципальные районы пригородной зоны г. Уфы, Стерлитамака, Салавата и других крупных городов, т.к. находятся в непосредственной близости от потребителей и обеспечивают население крупных промышленных городов продукцией растениеводства и животноводства, тем самым выполняют функцию поддержания продовольственной безопасности и комфортной жизнедеятельности населения.
Таким образом, инновационные преобразования сельского хозяйства муниципальных районов не могут быть реализованы без активной протекционистской поддержки села государством, направленной на обеспечение приоритета данной отрасли в общей структуре отраслей экономики республики.