Недействующий

Об утверждении Схемы территориального планирования Республики Башкортостан до 2020 года (с изменениями на 2 августа 2019 года)



3.2.6. Логистический сервис


В настоящее время начался процесс формирования региональных логистических комплексов, особенно интенсивно он развивается в пограничных с Башкортостаном областях, в том числе в Республике Татарстан, в Свердловской области, а также в Самарской области.


Создание региональных логистических транспортно-распределительных систем осуществляется, как правило, на базе крупных транспортных узлов и мультимодальных транспортно-терминальных комплексов многоцелевого назначения.


На период 2014 - 2018 гг. запланировано строительство логистического центра в районе железнодорожной станции Уршак в Уфимском районе Республики Башкортостан на основании стратегии развития логистических центров ОАО "РЖД".


На период до 2025 г. необходимо строительство четырех многофункциональных грузовых терминалов на северном, восточном, южном и западном выездах из г. Уфы. Мероприятия были предусмотрены в рамках схемы территориального планирования Республики Башкортостан и проекта развития транспортной инфраструктуры Республики Башкортостан до 2020 года (расп. Правительства Республики Башкортостан от 27.02.2006 N 130-р). Данные терминалы, размещенные на основных магистралях, необходимы в условиях развития Уфы как крупного транспортного узла и промышленного центра и позволят осуществлять перевалку потребительских, строительных, промышленных и прочих грузов. На период до 2024 г. предлагается создание накопительных, распределительных и многофункциональных терминальных комплексов в г. г. Стерлитамаке, Мелеузе, Белорецке, Бирске, Нефтекамске и Октябрьском.


Необходимость строительства складских комплексов обусловлена рядом факторов. Во-первых, строительство логистических терминалов в крупных транспортных узлах на пересечениях мощных магистральных направлений различных видов транспорта позволит осуществлять перевалку с одного вида транспорта на другой, снизить стоимость транспортировки грузов, повысить скорость товародвижения, а также обеспечит более высокое качество логистического сервиса. Наличие складской инфраструктуры также необходимо в крупных промышленных центрах для обеспечения нужд производства в запасах сырья и материалов, полуфабрикатов и готовой продукции. Кроме того, логистические комплексы обслуживают предприятия торговли, обеспечивая хранение и грузопереработку продуктов питания и товаров народного потребления. Строительство распределительных центров в крупнейших городах позволит обеспечивать потребности населения в ряде соседних районов в зоне тяготения. Таким образом, обоснованность строительства логистических комплексов обеспечивается сочетанием таких факторов, как высокая численность населения, высокий объем потребления, развитый промышленный комплекс, тяготение к крупным транспортным коридорам, наличие нескольких видов транспорта и близость к границам с другими регионами.


Представленные города имеют выгодное географическое положение: на границе с другими субъектами Федерации, а также на пересечении магистральных направлений различных видов транспорта. Рекомендованные места размещения логистических центров позволяют охватить все основные направления внутрирегиональных, межрегиональных и международных грузопотоков, проходящих по территории Республики Башкортостан.


Город Уфа, один из крупнейших промышленных, научных и культурных центров Поволжья и Урала, занимает выгодное экономико-географическое положение на пересечении реки Белой и ее притока р. Уфы. Город расположен на пересечении двух автомобильных дорог федерального значения М-5 "Урал" (Москва - Рязань - Пенза - Самара - Уфа - Челябинск) и М-7 "Волга" (Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа). В Уфе сосредоточены все виды внешнего транспорта: железнодорожный, автомобильный, внутренний водный и воздушный, связывающие город с другими регионами России, Европы и Азии. В настоящее время город выполняет важную роль транспортно-распределительного узла на важнейших направлениях Запад - Восток и Север - Юг.


Город Уфа наряду с Уфимским, Благовещенским, Иглинским, Кармаскалинским, Кушнаренковским, Уфимским и Чишминским районами образует крупнейшую Уфимскую агломерацию численностью населения почти в 1,4 млн. человек. В перспективе планируется, что численность групповой агломерации с центром в г. Уфе составит около 40% всего населения Республики Башкортостан. В Уфе расположен мощный нефтеперерабатывающий комплекс, сосредоточено свыше 150 крупных и средних промышленных предприятий: ОАО АНК "Башнефть", ОАО "Башкирнефтепродукт", ООО "БашРТС", ООО "БГК", ОАО "Новойл", ОАО "Уфанефтехим", ОАО "УНПЗ", ОАО "УМПО", ОАО "Уфаоргсинтез", ОАО "Уфимкабель", Уфимский завод микроэлектроники "Магнетрон", ОАО "Уфимский завод "Промсвязь", НПП "Полигон", "Уфимский завод цветных металлов" и другие. В г. Благовещенске расположены такие крупные предприятия, как ОАО "Благовещенский арматурный завод" и ОАО "ПОЛИЭФ". Уфимская агломерация будет развиваться как диверсифицированный промышленно-экономический, научно-технический и социально-культурный центр Республики Башкортостан, осуществляющий наибольший вклад в развитие республики. Высокий промышленный потенциал Уфимской агломерации, значительные объемы потребления, а также функция г. Уфы как транспортно-распределительного узла в пределах Республики Башкортостан позволяет прогнозировать рост потребностей в объектах складской инфраструктуры в пределах г. Уфы.


Город Стерлитамак вместе с гг. Ишимбай (в 21 км к юго-востоку) и Салават (26 км к югу) образуют Южно-Башкортостанскую полицентрическую агломерацию, крупнейшую после Уфимской на территории Республики Башкортостан, суммарная численность населения трех городов составляет почти 500 тыс. чел. Данная агломерация имеет линейную конфигурацию вдоль дороги федерального значения Р240 Уфа - Оренбург и участка Куйбышевской железной дороги Уфа - Оренбург.


Города Салават и Стерлитамак являются крупными центрами химической и нефтехимической промышленности. На территории агломерации расположены такие крупные предприятия, как ОАО "Газпром нефтехим Салават", ОАО "Башкирская содовая компания", ОАО "Стерлитамакский нефтехимический завод", ОАО "Синтез-Каучук", ОАО "Салаватстекло". В перспективе планируется развитие производства нефтепродуктов и химических производств на кластерной основе с сохранением городов Салавата, Стерлитамака, Ишимбая как основных центров нефтепереработки, нефтехимии и химии. Строительство складской инфраструктуры в пределах г. Стерлитамака поможет обеспечить возрастающие потребности агломерации, связанные с развитием промышленного комплекса.


Город Нефтекамск является четвертым по величине городом в пределах Республики Башкортостан с численностью населения 135,3 тыс. чел. Нефтекамск на северо-западе Республики Башкортостан тяготеет к ответвлению международного железнодорожного коридора ТРАНССИБ направления Казань - Екатеринбург, в 50 км от города расположена крупная узловая станция Горьковской железной дороги Янаул. Город также связан железнодорожными путями с г. Агиделью, где в перспективе планируется развитие речного порта. Кроме того, географическое положение Нефтекамска недалеко от границ с Республикой Татарстан, Удмуртией и Пермским краем позволяет в перспективе использовать объекты складской инфраструктуры в пределах города для перевалки транзитных грузов.


Город является крупным промышленным центром, здесь расположены два предприятия, входящих в перечень предприятий с наибольшими объемами отгруженных товаров собственного производства (ОАО "Нефтекамское ПО "Искож" и ОАО "Нефтекамский автозавод"). Грузы данных предприятий тяготеют к железнодорожному и автомобильному транспорту. В перспективе Нефтекамская моноцентрическая малая городская агломерация на базе Нефтекамска, Агидели и Янаула рассматривается как один из центров экономического роста в Республике Башкортостан. Для повышения промышленного и инновационного потенциала города Нефтекамска реализуется инвестиционный проект по созданию и развитию индустриального парка "Прикамье", среднегодовой объем отгруженной продукции резидентами парка должен достигнуть уровня 1500 млн. руб.


Город Октябрьский, пятый по величине город в Республике Башкортостан с численностью населения 111,6 тыс. чел., расположен на западе Республики Башкортостан, в непосредственной близости от границы с Республикой Татарстан, обслуживая межрегиональные связи с Альметьевском, Нижнекамском, Набережными Челнами. В городе расположена железнодорожная станция Нарышево Куйбышевской железной дороги, в 25 км от города находится грузопассажирская станция Туймазы. Город расположен вблизи федеральной автодороги М-5 "Урал", входящей в международный автомобильный коридор ТРАНССИБ. Кроме того, город находится в зоне тяготения перспективной трассы Бавлы - Кумертау, участка международного транспортного коридора Европа - Западный Китай. Таким образом, выгодное географическое положение позволяет прогнозировать прохождение международных и межрегиональных грузопотоков вблизи города и рост спроса на услуги терминальных комплексов.


Город Октябрьский также вносит значительный вклад в промышленное производство региона. Крупнейшие предприятия города входят в группу компаний "ОЗНА", производителя нефтепромыслового оборудования и нефтеаппаратуры. Также в городе представлены предприятия машиностроения (ООО "Октябрьский завод нефтепромыслового оборудования", ООО НПФ "Пакер", ООО ПК "Автоприбор"), кожевенно-обувное производство (ООО "Октябрьская кожевенная фабрика") и фарфорофаянсовая промышленность (ООО "Башкирский фарфор"). В дальнейшем планируется развитие нефтесервисной полицентрической малой городской агломерации Октябрьский - Туймазы. Значительное развитие промышленного производства обуславливает спрос на объекты складской инфраструктуры в пределах городского округа.