Главные задачи в развитии социальной сферы республики изложены в "Стратегии социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2020 года" (одобрена Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30.09.2009 N 370).
На бюджетном финансировании находятся больницы, поликлиники, общеобразовательные школы, дорожно-мостовое хозяйство, в т.ч. уборка улиц и площадей. Основной критерий их деятельности - решение основных социальных задач.
Другая группа учреждений обслуживания финансируется преимущественно за счет коммерческих организаций (торговля и ресторанный бизнес, коммерческое жилищное строительство, бытовое обслуживание). Критерием успешной деятельности выступает рентабельность (прибыльность) вложенных средств (инвестиций).
Независимо от источников финансирования и типа владения имуществом предприятий необходимо говорить о степени обеспеченности населения прежде всего базовыми социальными услугами, в состав которых отнесены учреждения образования, здравоохранения, социальной защиты.
Жилищно-коммунальное хозяйство на данном этапе развития в России не рассматривается как часть базовых социальных услуг (предоставляемых государством), а является самостоятельной отраслью экономики и все больше ориентируется на рыночные отношения.
На уровне республики разработаны нормативы обеспеченности населения объектами социальной сферы. Нормативы сгруппированы по отраслям базовых социальных услуг.
Сфера образования
Государственная политика Республики Башкортостан в сфере образования направлена на реализацию прав граждан на получение качественного образования, укрепление и развитие национальной школы, создание условий для развития двуязычья, гармонизацию межнациональных отношений, сохранение жизни и здоровья детей и подростков.
В Республике Башкортостан действует исторически сложившаяся многоуровневая система образования, представляющая собой важный элемент ее экономики и социальной сферы.
Система образования в республике включает в себя совокупность преемственных образовательных программ различного уровня, сеть государственных и негосударственных общеобразовательных, профессиональных и других образовательных учреждений, органов государственного управления образования и подведомственных им предприятий, учреждений и организаций.
Республика обладает большими возможностями для высокого уровня образования и профессиональной подготовки людей, имея широкую сеть дошкольных учреждений, профтехучилищ, школ, средних специальных и высших специальных заведений.
Система высшего специального образования Республики Башкортостан в 2013 г. объединяла 12 государственных высших учреждений, общий контингент обучающихся в учреждениях высшего образования составляет более 145 тыс. человек, в том числе 126,6 тыс. человек обучается в государственных вузах, 19,1 тыс. человек - в негосударственных. Профессорско-преподавательский состав вузов, действующих в республике, составляет около 7500 человек, из них количество докторов наук - более 900 человек, кандидатов наук - более 4000 человек. Система дошкольного и школьного образования в 2013 г. включала 1493 самостоятельных государственных и муниципальных общеобразовательных учреждения (2013 - 2014 учебный год) и 1630 самостоятельных детских дошкольных учреждений.
Система профессионального образования включает 118 учреждений специального и профессионального образования с численностью студентов 153 чел. на 10 тыс. чел. населения.
В 2008 - 2009 учебном году система школьного образования республики была представлена 2212 образовательными учреждениями, из которых 2207 государственные и муниципальные, 5 - негосударственные, в 2013 - 2014 учебном году общее количество самостоятельных государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений составляло 1493 ед., сеть дневных общеобразовательных учреждений сократилась с 2008 г. на 32,5%, а численность учащихся - на 7,8% (с 464 до 428 тыс. чел.). Сокращение числа школ связано с уменьшением количества учащихся.