Муниципальные образования в республике различаются по социально-экономическим характеристикам, размерам территории, плотности расселения, транспортным и инженерным инфраструктурам, природным условиям и т.д.
С целью определения возможности развития территорий, а также зон, наиболее благоприятных для инвестирования, произведена дифференциация городских округов, городов и муниципальных районов республики по их социально-экономическому потенциалу, уровню развития, степени конкурентоспособности на региональном и межрегиональном уровне. При этом использовалась информация, полученная из региональной статистики.
Значимость отдельных параметров социально-экономического развития для выявления степени конкурентоспособности отдельных муниципальных образований и их инвестиционной привлекательности определена экспертным путем. На количественные и качественные показатели социально-экономических характеристик городских округов и муниципальных районов республики наибольшее влияние оказывают такие факторы, как специфика местоположения и транспортная обеспеченность.
Муниципальные районы, наиболее удаленные от г. Уфы и других крупных центров расселения республики и не имеющие каких-либо значимых природных ресурсов, как правило, обладают худшими удельными характеристиками социально-экономического развития. Это связано, прежде всего, с большими затратами на доставку сырья и материалов, повышенными расходами на поддержание сложившейся инфраструктуры и другими причинами.
Приведенные в данном разделе социально-экономические характеристики муниципальных образований позволяют объективно оценить уровень жизни в конкретном городе, сельской местности и установить наличие условий для ведения хозяйственной деятельности, бизнеса, а также определить мероприятия для стабилизации экономической и социальной ситуации для наиболее неблагополучных (проблемных) городов и районов.
Проблемы развития городов и муниципальных районов могут быть объединены в три основные группы: проблемы финансовых ресурсов развития, проблемы качества среды проживания, проблемы использования природных и территориальных ресурсов развития.
Причины проблемности могут быть связаны с исторически сложившейся структурой экономики, например ее монопрофильностью, снижением спроса на производимую продукцию.
Для оценки уровня развития городов, городских округов и муниципальных районов республики по социально-экономическим параметрам использовались удельные показатели, характеризующие демографическую ситуацию, занятость населения, состояние основных фондов (процент износа), объем отгруженных товаров собственного производства на душу населения, обеспеченность жильем и другие.
Особо следует отметить влияние такого фактора, как характер миграционных потоков. Привлекательность для мигрантов того или иного населенного пункта исследовалась в динамике по годам за предшествующее пятилетие. Основную часть мигрантов за последние годы составили лица трудоспособного возраста (свыше 70%), что оказывает позитивное влияние на возрастную структуру населения и формирование трудового потенциала. Кроме того, миграция улучшает общее соотношение полов, способствует омоложению возрастной структуры и увеличению доли репродуктивного населения города или региона. Однако, с точки зрения бизнеса привлечение мигрантов может быть связано с дополнительными инвестиционными рисками, т.к. необходимое по социальным нормам обустройство мигрантов потребует дополнительных затрат на развитие местной инфраструктуры.
Миграционный отток населения из ряда муниципальных районов свидетельствует о неблагополучии в сфере социальной жизни населения: отсутствие необходимого количества мест приложения труда, возможностей повышения уровня образования, решения жилищных проблем и т.д.
В настоящем разделе основные социально-экономические характеристики всех муниципальных районов и городских округов республики сравнивались со средними показателями по России и Республике Башкортостан, что дало возможность оценить их по каждому из исследуемых параметров:
1) демография - естественный прирост (- убыль) на 1000 чел. в 2013 г.:
в России - 0,001; в РБ - 0,015;
2) миграционный прирост (- убыль), человек в 2013 г., сальдо миграции на 10000 чел.: в России - 20,6; в РБ - 6,9;