Недействующий

Об утверждении Схемы территориального планирования Республики Башкортостан до 2020 года (с изменениями на 2 августа 2019 года)



2.5.6. Финансово-бюджетный потенциал


Финансовая система Республики Башкортостан отличается своей сбалансированностью и финансовой устойчивостью, что определяется взвешенным, последовательным характером региональной бюджетно-налоговой политики.


Стабильная работа предприятий республики - основа формирования доходов бюджета республики, которые зависят от объема поступивших налогов. В 2013 г. общий объем поступлений налоговых и неналоговых доходов в бюджетную систему Российской Федерации с территории Республики Башкортостан с учетом таможенных платежей и платежей в государственные внебюджетные фонды составил 486,5 млрд. рублей с превышением уровня 2012 года на 9,3%.


Поступления в консолидированный бюджет республики в 2013 г. по налоговым и неналоговым доходам составили 126,3 млрд. рублей, с ростом к 2012 г. на 6,1%. План поступления налоговых и неналоговых доходов в бюджет Республики Башкортостан исполнен на 102,8%. По итогам 20136 г. в части отчислений в федеральный бюджет налоговых и неналоговых доходов Республика Башкортостан заняла 11-е место среди регионов Российской Федерации, в Приволжском федеральном округе - 5-е место.


Исполнение бюджета Республики Башкортостан в 2013 г. по общему объему доходов составило 121,7 млрд. рублей, к уровню 2012 г., поступления увеличились на 4,2%. План по доходам исполнен на 101,8%.


В структуре доходов бюджета Республики Башкортостан доля налоговых доходов составила 72,1%, неналоговых доходов - 5,0%, безвозмездных перечислений - 22,9%. В последние три года складывается тенденция увеличения доли налоговых и неналоговых доходов в общей сумме доходов. В бюджет Республики Башкортостан поступило налоговых и неналоговых доходов в сумме 93,9 млрд. рублей, план исполнен на 103,1%.


Основная часть налоговых и неналоговых доходов бюджета Республики Башкортостан сформирована за счет налога на прибыль организаций, которая в общей сумме доходов составила 33,9%, налога на доходы физических лиц - 26,0%, акцизов - 18,2%, налогов на имущество - 12,5%, доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности, - 4,8%.


По предварительным данным в 2013 г. по сравнению с 2012 г. в рейтинге регионов Приволжского федерального округа по темпу роста налоговых и неналоговых доходов в бюджет субъекта Российской Федерации республика поднялась с 10-го места на 7-е место, среди субъектов Российской Федерации - с 46-го места на 41-е место.


При этом отмечается замедление темпов поступлений налоговых и неналоговых доходов в бюджет Республики Башкортостан, который в 2012 г. составил 112,8%, в 2013 г. - 103,9%. Это обусловлено снижением поступлений налога на прибыль на 1,4%, тогда как в 2012 г. налог вырос на 6,2%. На поступление налога на прибыль организаций в бюджет республики оказало влияние снижение налоговой базы, связанное с изменением экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, а также функционированием консолидированных групп налогоплательщиков.


Расходы консолидированного бюджета Республики Башкортостан в 2013 г. профинансированы в объеме 171,5 млрд. рублей, или 93,4% к годовому плану. Дефицит консолидированного бюджета республики в 2013 г. составил 17,5 млрд. рублей, что обусловлено ежегодным ростом социальных обязательств, вследствие которых рост расходов бюджета существенно опережает рост доходов. В настоящее время долговая политика республики осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством. Здесь республика находится на лучших позициях по сравнению с другими субъектами Российской Федерации. Просроченная задолженность по долговым обязательствам Республики Башкортостан отсутствует.


Для дальнейшего развития доходного потенциала и оптимизации расходов республиканского бюджета, а также эффективного управления долговой нагрузкой требуется проведение анализа в работе каждой отрасли и отслеживания эффекта от расходуемых средств. В каждом направлении деятельности принимаются государственные программы, в рамках которых ставятся цели и определяются пути их достижения. Стратегический курс Правительства Республики Башкортостан ориентирован на ускорение экономического роста за счет мобилизации внутренних резервов.


Основной задачей при исполнении бюджета в 2013 г. было повышение заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы, поставленных в Указах Президента Российской Федерации (NN 597 - 599). На эти цели было направлено 7,5 млрд. рублей, из них за счет средств федерального бюджета 2,8 млрд. рублей.


Мониторинг уровня оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы показал то, что целевые показатели среднемесячной заработной платы, установленные на 2013 г., достигнуты.


Бюджетные инвестиции направлены на реконструкцию и строительство объектов социального назначения, на строительство и реконструкцию природоохранных объектов и объектов водного хозяйства республики, поддержку агропромышленного комплекса, укрепление материально-технической базы транспортного комплекса, реализацию мероприятий в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности, решение других общегосударственных вопросов и вопросов в области национальной экономики.


Расходы консолидированного бюджета Республики Башкортостан на финансирование объектов капитального строительства (за исключением объектов дорожного хозяйства) в 2013 г. составили 12,2 млрд. рублей, в том числе за счет средств бюджета Республики Башкортостан - 9,6 млрд. рублей, средств федерального бюджета и государственной корпорации Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства - 1,7 млрд. рублей, средств местных бюджетов - 899,5 млн. рублей, что составило 76,5% от уточненного годового плана финансирования и 7,1% от общего объема расходов консолидированного бюджета Республики Башкортостан.