Древние времена. Каменный век. Территория современного Башкортостана была заселена еще в эпоху палеолита (каменного века). Об этом свидетельствуют следы пребывания человека в пещерах Южного Урала, стоянки по берегам рек и озер.
Наиболее ценным памятником эпохи палеолита является пещера Шульган-Таш. Шульган-Таш (Капова) - одна из крупнейших пещер Южного Урала. Она расположена на правом берегу реки Агидель (Белой), на территории Башкирского государственного заповедника в Бурзянском районе. Здесь были обнаружены настенные рисунки палеолитического возраста, выполненные охрой, по манере и технике исполнения имеют аналоги в святилищах Испании и Франции. По мнению ученых, пещера Шульган-Таш также была святилищем древних уральских племен. Она и сегодня считается священным, целебным местом у башкир. Поэтому башкиры близлежащих районов приезжают сюда в поисках здоровья, счастья, удачи.
Бронзовый век. В конце III тыс. до н.э. племена Южного Урала вступили в бронзовый век. В этот период они стали изготавливать бронзовые орудия труда, вооружения, украшения. Все это способствовало развитию в крае земледелия и скотоводства, крепостей и городищ, торговли и обмена, новых обычаев и обрядов, народных знаний и культуры. Ярким памятником данной эпохи является город-крепость Аркаим, расположенный на территории исторического Башкортостана. В последние годы археологами республики в районе Сибая, Баймака обнаружено еще пять памятников аркаимского типа.
Несмотря на то, что Аркаим имеет почтенный возраст - существовал он 3600 - 3700 лет тому назад - основные контуры поселения хорошо просматриваются на современной степной поверхности. С высоты птичьего полета видны оборонительные стены, развалины жилищ, центральная площадь и четыре входа, среди которых выделяется главный, обращенный на юго-запад.
В результате раскопок обнаружилось, что Аркаим - это не только город-крепость, но и город-мастерская, где производилась бронза; это город-храм и обсерватория, где велись сложные астрономические наблюдения. Четкость городской планировки, наличие элементов значимых астрономических ориентиров позволяет проводить аналогию между Аркаимом и всемирно известной древней астрономической обсерваторией Стоунхендж в Великобритании и сооружениями Роджемхими на Ближнем Востоке. Аркаим постепенно приобретает славу одного из центров мировой культуры. Высказано предположение, что здесь находится родина Заратустры (Зороастра) - одного из легендарных деятелей человечества.
Железный век. Наиболее ценными памятниками железного века являются "царские курганы", один из которых найден башкирскими археологами близ деревни Филипповка Оренбургской области, на территории исторического Башкортостана.
Курган очень богат. В нем обнаружено около 700 предметов, не считая мелких бляшек, пронизок, бусинок. Большинство вещей изготовлено из золота, почти все выполнено в зверином стиле. По мнению археологов, курган являлся усыпальницей знатной семьи. Глава семьи был вождем племени или союза племен. По мнению ученых, сарматские курганы имеют непосредственное отношение к древним предкам башкир.
Новейшими исследованиями установлено, что к раннежелезному веку восходит героический эпос башкирского народа "Урал-Батыр", где имя одного из персонажей Яик-Батыр совпадает с именем народа даи-даих (V в. до н.э.). Этим именем впоследствии народ назвал главную реку Южного Урала - Яик (современный Урал). Все это говорит о том, что кочевое население Южного Урала принимало активное участие в этногенезе башкир.
Период зарождения архитектурно-строительной культуры у древних племен, населявших страну башкир, характеризуется созданием простейших укрытий и стоянок. К наиболее ранним формам поселений относятся стоянки, селища и городища. В процессе формирования кочевого уклада у древних башкир возникают и совершенствуются основные типы жилищ временных - аласык (стационарный разборный островерхий круглый в плане плетеный шалаш), тирмэ (переносная разборная круглая или многогранная в плане войлочная юрта), бурама (квадратный или восьмигранный в плане сруб, перекрытый накатом или скатной крышей). Тирмэ использовалось вплоть до начала XX в., являясь образцом воплощения архитектурно-планировочных и художественных принципов жилища, обусловленных природно-климатическими, хозяйственно-экономическими, культурными и религиозными особенностями региона.
IX - XIII вв. Первые сведения о башкирах и их образе жизни, верованиях мы находим в письменных источниках IX - X вв. Посол багдадского халифа к царю волжских булгар Ибн-Фадлан, совершивший в начале X в. (922 г.) путешествие к волжским булгарам, сообщает о территории, занятой башкирами, приводит ряд интересных данных об их верованиях. Он описывает башкир как народ воинственный, ведущий кочевой образ жизни. В XI в. известный ученый средневекового Востока Махмуд Кашгари включил башкир в число "двадцати главных и первоначальных тюркских народов".
На Урале башкиры утвердились единым народом с общим этнонимом, самобытной культурой, языком.
С X в. в среду башкир начинает проникать ислам. Вместе с исламом начинает распространяться арабское письмо, восточные знания и литература. Однако еще были сильны и их доисламские верования. Параллельно с арабским функционировало и руническое письмо. Продолжали развиваться традиционные народные знания.
Таким образом, к XI в. башкиры представляли собой довольно многочисленную древнюю народность, расселенную на Южном Урале и степных просторах, прилегающих к нему с юга и запада, с общим самоназванием, самостоятельным языком, своеобразным культурно-бытовым укладом, системой религиозных верований, своими государственными образованиями - ханствами.
В XIII в. многие народы Евразии, несмотря на их упорное сопротивление, оказались под властью монголов. Первое знакомство башкир с ними произошло в 1219 - 1220 гг., когда Чингисхан во главе огромного войска провел лето на Иртыше, где были летние пастбища башкир. Противостояние двух народов продолжалось долго.