Недействующий

Об утверждении Схемы территориального планирования Республики Башкортостан до 2020 года (с изменениями на 2 августа 2019 года)



2.7.2. Железнодорожный транспорт


Железнодорожный транспорт общего пользования является ведущим звеном транспортной системы. Он не имеет экономической альтернативы при освоении значительных по объему стабильных потоков массовых грузов, доставляемых на средние и дальние расстояния. При выполнении грузовых перевозок на средние расстояния он конкурирует с автомобильным и внутренним водным транспортом. При выполнении пассажирских перевозок на дальние расстояния железнодорожный транспорт конкурирует с авиационным транспортом, на короткие и средние - с автомобильным.


Для Республики Башкортостан, расположенной в центре Евразийского континента, имеющей богатейшие природные ресурсы, развитую промышленность и сельское хозяйство, железные дороги являются главными транспортными артериями. Именно железнодорожный транспорт обслуживает основную часть внутренних и внешних связей Башкортостана. Железнодорожный комплекс является важнейшей составной частью транспортной системы Республики Башкортостан, на его долю приходится большая часть грузовых перевозок - 64% (без трубопроводного транспорта). За 2008 год железнодорожным транспортом перевезено 32,9 млн. тонн грузов. Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования составляет 1457 км.


Перевозки грузов по видам транспорта

общего пользования





Республику Башкортостан обслуживают: Башкирское отделение Куйбышевской железной дороги, Горьковская железная дорога и Южно-Уральская железная дорога.


Башкирское отделение - структурное подразделение Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО "Российские железные дороги" - является одним из крупнейших подразделений Куйбышевской магистрали. Географическое положение отделения определяет его характерную особенность: сочетание транзитных грузопотоков с местными перевозками.


Главной железнодорожной артерией Республики Башкортостан служит электрифицированная магистраль Самара - Уфа - Челябинск с высокой загрузкой грузовым и пассажирским движением, имеющая наилучшую в стране техническую вооруженность. Она пересекает территорию республики с запада на восток и является частью главной общероссийской широтной магистрали Москва - Владивосток (в границах Башкирского отделения дороги проходит часть транссибирской магистрали от станции Абдулино в Оренбургской области до станции Кропачево в Челябинской области) и играет исключительно важную роль в системе железнодорожной сети страны. Магистраль представляет собой главное звено в связях Москвы с крупными промышленными центрами Поволжья, Южного Урала, Сибири и Дальнего Востока, обеспечивает основной выход из республики, как в восточном, так и в западном направлениях.


Внутри отделения имеются железнодорожные линии:


Дема - Тюльган с выходом на Оренбург,


Южный обход города Уфы от станции Дема - Южный парк до станции Иглино,


уникальный по своей специфике и значению Бензино-Черниковский узел (входящие в его состав станции Черниковка, Бензин, Черниковка-Восточная, Загородная, Ново-Уфимская, Лощинная обслуживают вывоз продукции нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий, расположенных в черте г. Уфы),


Карламан - Белорецк с выходом на Магнитогорск,


Чишмы - Туймазы на границе с Республикой Татарстан.


Развернутая длина железнодорожных путей на Башкирском отделении дороги составляет 3066 километров, из них 1976,2 километра главных путей, 836,2 километра эксплуатационной длины железнодорожных путей электрифицировано.


Основной костяк железнодорожной сети Республики Башкортостан составляют участки широтных магистральных железнодорожных линий - двухпутной электрифицированной линии Самара - Уфа - Челябинск и однопутной электрифицированной линии Ульяновск - Чишмы (с двухпутными вставками на участке Бугульма - Чишмы). В районе Уфы к магистрали Самара - Уфа - Челябинск примыкает еще одна широтная электрифицированная дорога Карламан - Белорецк - Магнитогорск. Она служит западным звеном Южно-Сибирской железнодорожной магистрали, идущей через Акмолы - Новокузнецк Абакан - Тайшет и продолжающейся далее на восток в виде Байкало-Амурской магистрали. На юго-востоке республика имеет выход в южное Зауралье по линии Магнитогорск - Сибай Южно-Уральской железной дороги.