Железнодорожный транспорт останется доминирующим при перевозках сырья, нефтяных и навалочных грузов, продукции промышленного (в частности тяжелой промышленности) и сельскохозяйственного производства. Эффективное функционирование железнодорожного транспорта играет исключительную роль в создании условий для модернизации, перехода на инновационный путь развития и устойчивого роста национальной экономики.
Предполагая, что в дальнейшем системы расселения и размещение товарно-сырьевых рынков сохранятся, учитывая значительные расстояния и протяженность РФ, развитие железнодорожных магистралей должно быть направлено на их дальнейшую реконструкцию и модернизацию с целью повышения скоростей движения и усиления пропускной способности железнодорожных линий, а также совершенствование информационных и других сервисных служб.
В целях обеспечения решения государственных задач в области развития железнодорожного транспорта Правительством Российской Федерации 17.06.2008 была принята "Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года" и разрабатываемого "Проекта транспортной стратегии Республики Башкортостан на период до 2030 года".
Для устранения таких недостатков, как неравномерность распределения железнодорожной сети, наличие лимитирующих участков железнодорожной сети, характеризующихся неудовлетворительным техническим состоянием и низкой пропускной способностью на территории Республики Башкортостан, необходимо проведение следующих мероприятий по развитию железнодорожного транспорта:
Строительство новых железнодорожных линий.
Строительство дополнительных главных путей на существующих линиях.
Электрификация участков железных дорог.
Мероприятия по строительству новых железнодорожных линий
Для обеспечения севера республики железнодорожными путями начиная с 2018 г. рекомендуется строительство железнодорожной линии Уфа - Благовещенск - Бирск - Янаул длиной 186 километров. На период до 2030 года планируется строительство 109 километров по двум вариантам развития транспортного комплекса Республики Башкортостан. Железнодорожная линия способствует меридиональному соединению Куйбышевской и Горьковской железных дорог. Кроме того, строительство данной ветки железной дороги улучшит транспортную доступность предприятий, расположенных в Янаульском, Калтасинском, Бураевском, Мишкинском и Бирском районах Республики Башкортостан, а также повысит уровень конкуренции предприятий, осуществляющих деятельность в районах прохождения проектируемой железной дороги.
В Янаульском районе основным производственным предприятием является НГДУ "Краснохолмскнефть", осуществляющее добычу нефти и газа на территории района. К ключевым предприятиям Калтасинского района следует отнести, во-первых, предприятия, осуществляющие обработку древесины и производство изделий из дерева (ООО "Агролес", ООО "Калтасинский лес"), а также предприятие по производству строительных материалов (ООО "Калтасинский кирзавод"). Основная отрасль обрабатывающей промышленности Бураевского района - обработка древесины и производство пиломатериалов. Крупнейшие деревообрабатывающие предприятия района расположены вс. Бураево - ГУП "Бураевский лес" и ООО "Мастер-Лес". Бирский район Республики Башкортостан обладает значительным промышленным потенциалом, крупнейшие предприятия расположены в г. Бирске - ООО "Спектр", производитель пластмассовых изделий, и предприятие по производству металлоизделий ООО "Профнастил Бирск". Кроме того, в Бирске расположен речной порт, в настоящее время в основном ориентированный на перевозку добываемых нерудных материалов. Прохождение железной дороги позволит осуществить дополнительный объем грузопотока за счет расширения деятельности порта, повысить объем переработки сухогрузов за счет развития перегрузки с железнодорожного на внутренний водный транспорт.
В период с 2017 по 2023 гг. рекомендуется строительство однопутной железнодорожной ветки на тепловозной тяге Уфа - Бирск - Агидель. Протяженность планируемой железнодорожной ветки составит 175,2 км. Строительство железнодорожной ветки планируется осуществлять в рамках инновационного варианта развития транспортного комплекса. Проводимые мероприятия способствуют развитию в Бирском, Бураевском, Дюртюлинском, Краснокамском, Калтасинском районах, г. Агидели предприятий топливно-энергетического комплекса, лесопромышленного комплекса, производства строительных материалов. Крупнейшее промышленное предприятие Краснокамского района, продукция которого ориентирована на железнодорожный транспорт, - "ООО "Арланский кирпичный завод". Крупнейшим предприятием Дюртюлинского района является компания НГДУ "Чекмагушнефть" ООО "Башнефть-Добыча", осуществляющая нефтедобычу на территории района. Также можно отметить предприятие по производству кирпича ООО "Дюртюли-Керамика" и ООО "Дюртюлистрой-деталь", производителя железобетонных изделий. В городе Агидели к предприятиям, продукция которых тяготеет к железнодорожному транспорту, можно отнести ООО "Джут-СТ", производителя строительных материалов. Строительство железной дороги свяжет три речных порта Республики Башкортостан в Уфе, Бирске и Агидели, обеспечит возможность перегрузки с железнодорожного на внутренний водный транспорт и позволит развивать грузовой порт в г. Агидели.
На востоке республики в период с 2018 по 2030 гг. по двум вариантам развития транспортного комплекса Республики Башкортостан рекомендуется строительство железнодорожной линии Белорецк - Учалы длиной 110 километров, которая будет способствовать развитию северо-востока региона, а также обеспечит меридиональное соединение Южно-Уральской и Куйбышевской железных дорог. Системообразующие предприятия Учалинского района связаны с добычей полезных ископаемых - меди, драгоценных металлов, щебня. ОАО "Учалинский горно-обогатительный комбинат" осуществляет добычу и переработку медно-колчеданных руд Учалинского месторождения. Основные производственные мощности включают Учалинский подземный рудник, рудник "Узельгинский" и обогатительную фабрику. ЗАО НПФ "БЗК" ведет добычу и переработку окисленных руд месторождения Ганеевское Учалинского района Республики Башкортостан. ООО "Сангалыкский диоритовый карьер" осуществляет добычу щебня Сангалыкского месторождения. Основные предприятия Белорецкого района связаны с черной металлургией, крупнейшие производственные компании - это ОАО "Белорецкий металлургический комбинат" (производство метизов), ЗАО "Белорецкий завод рессор и пружин" (пружины и рессоры).
На 2016 год намечено начало строительства железной дороги Сибай - Бурибай - Сара. Железная дорога будет проходить через населенные пункты Акъяр, Бурибай, Валитово, Зилаир, Карагай, Новопокровка, Подольск, Покровка, Садовый, Сара, Сарбай, Степной, Сибай. Длина планируемой железной дороги составляет 179 километров, в том числе 19 км станционных и разъездных путей, что позволит обеспечить поставку сырья на перерабатывающие предприятия. На период до 2030 года планируется строительство 129 километров железной дороги по двум вариантам развития транспортного комплекса Республики Башкортостан. Указанная дорога будет способствовать развитию восточного меридионального направления, которая обеспечит прямую связь восточных районов Среднего и Северного Урала с Казахстаном, Средней Азией, районами Нижней Волги и Кавказа в обход загруженного Челябинского железнодорожного узла.
Кроме того, задача строительства данной дороги, проходящей по Баймакскому и Хайбуллинскому районам Республики Башкортостан, - связь месторождений цветных металлов и перерабатывающих предприятий г. Сибая и п. Бурибай. В Хайбуллинском районе расположено крупное месторождение медных и медно-цинковых руд Юбилейное, группа Подольских месторождений, лицензия на разработку которых принадлежит ООО "Башкирская медь". В настоящее время предприятие ведет разработку месторождения Юбилейное в Хайбуллинском районе Республики Башкортостан. Промплощадка рудника "Хайбуллинский" включает в себя карьер "Юбилейный". ОАО "Башкирское шахтопроходческое управление" ведет разработку рудной базы Майского месторождения и Вишневского месторождения медно-колчеданных руд. ОАО "Хайбуллинская горная компания" занимается переработкой бурых железняков для получения из них драгоценных металлов. ЗАО "Бурибаевский горно-обогатительный комбинат" является ведущим предприятием района по добыче и обогащению руд медного колчедана, производству медного и цинкового концентрата. Рудной базой предприятия является Октябрьское месторождение медно-цинковых руд, разрабатывается подземный рудник "Октябрьский".